Радуга культур народов России. МОРДВА. Эрзя. Мокша

Как поживают ваши друзья и соседи, мордва…?

Аксаков С. Т., Детские годы Багрова-внука, 1856

Здравствуйте, дорогие читатели! Библиотечно-информационный центр имени академика Д.С. Лихачева продолжает цикл бесед «Радуга культур народов России». Сегодня мы познакомимся с самым многочисленным финно-угорским народом России — мордвой.

Мордва это экзоэтноним, т.е внешнее название народов, которые именуют себя (на родных языках) эрзя и мокша. «Внешнее» означает то, что мордвой народы эрзя и мокша называли их соседи, а не они сами. Это – самый многочисленный финно-угорский народ России с многогранной и неповторимой историей.  У мордвы преобладают два варианта европеоидной расы – светлый, массивный, широколицый (у эрзи) и темный, грацильный, узколицый (у мокши).

 Предки мордвы связываются с населением, оставившим на территории средней и нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (7 в.до н.э.-5 в.н.э.). Предполагается, что впервые мордва под названием «морденс» упомянута у готского историка Иордана в 6 в., в 10 в. византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. Сама форма слова «мордва» русскоязычная. Но корень слова имеет более древнее происхождение, а именно иранское от mard, murd — мужчина или человек. В древнерусских источниках мордва фигурирует с 11 в.

 В 13 веке территория Мордовии входила в состав Рязанского и Нижегородского княжеств, в середине 13 века была захвачена монголо-татарами. Когда в 16 веке пало Казанское ханство, Мордовия была присоединена к России. Мордовия стала автономной областью в 1930 г., в 1934 г. из Мордовской автономной области была преобразована в Мордовскую АССР, в 1990 г. провозглашена Мордовской Советской Социалистической Республикой. С 1994 г. она называется Республика Мордовия.

Одна часть Республики Мордовия располагается на Приволжской возвышенности, а другая – на Окско-Донской равнине. Центральную и западную часть территории занимает этнос мокшане, а восток – эрзяне.

Традиционные поселения и жилища

Поселения мордвы разнообразны. Уже в русских летописях говорится о селах, погостах, зимницах и твердях (городищах-убежищах), с конца 13-начала 14 в. появляются города. Постройки в основном были срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тес. Жилище было либо двураздельным — жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей.

 Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева. Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи – закрытый, иногда двухэтажный.

В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой и другие постройки, а также полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали. На улице напротив дома ставился виход – погреб с наземной надстройкой.

Социальная организация

Для мордвы вплоть до нач.20 в. были характерны большие патриархальные семьи численностью 30-40 человек, затем преобладающими становятся малые семьи.

Семья. Мокшанское село Краснослободского уезда Пензенской губернии

Важную роль в жизни мордовского села играла территориальная община, которая на основе обычного права регулировала многие стороны экономической, общественной и культурно-бытовой жизни. Долгое время сохранялась родовая организация. Род состоял из патриархальных семей, во главе каждой стоял куд-атя (кудо – дом, атя — старик), родом руководил покштян (покш – большой, атя — старик).

Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку выдавали замуж за парня на 10-15 лет лет моложе ее. В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты, обычно по взаимному согласию семей. Свадьба сопровождалась многочисленными обрядами, например, раздачей хлеба матерью жениха родственникам невесты перед отъездом ее из дома.

Легенда о Хозяине погоста

Похороны производились по христианскому обряду, но с включением в него языческих черт, в частности, помещением в гроб различных предметов бытового назначения: мужчине – хлеба, ножа, кочедыка для плетения лаптей, женщине – холста, иголки с нитками, веретена.

Вплоть до начала двадцатого века в некоторых мордовских селениях сохранялся обычай: первого покойника на новом кладбище хоронили стоя и с посохом в руках. Считалось, что после этого дух его станет «хозяином погоста».

Каждые род имел свое кладбище, священную рощу, где производились моления, знак собственности – тавро.

Духовная культура и традиционные верования

Все народы исповедуют православие, однако до сих пор среди них бытуют некоторые языческие верования и обряды. Например, летом в Мордовии проводится «Раськень Озкс» По другому его называют «Паронь пандома» («Плата за добро»). Он является одним из самых торжественных и архаичных обрядов эрзянского народа. «Раськень Озкс» в переводе на русский язык означает народное (родовое) моление.

Ритуал начинается с призывного звука труб торама. На кургане устанавливается большая восковая свеча раськень штатол   высотой до 3 м. От пламени костра, на котором готовится пища для участников моления, зажигается родовая свеча буень штатол, а от неё — раськень штатол. Для этого жрица (озава) несёт свечу на курган в сопровождении помощниц, несущих хлеб и мёд. Четверо старейшин берут у неё огонь и зажигают большую свечу. После этого жрица произносит молитву богу-творцу Инишкепазу и предкам.

В молениях нашли отражение надежды земледельцев на помощь богов в покорении стихийных сил природы, от которых зависело благополучие людей. Затем, у каждого участника праздника есть возможность высыпать горстку земли, принесенную с собой, на Мар (Курган). Этот ритуал выражает преемственность поколений, связь между прошлым и будущим. Важной составляющей ритуала является хоровод , позволяющий сделать зрителей участниками действа. По-эрзянски «раське» — народ, родня, поэтому на национально-фольклорный праздник съезжаются гости, представители мордовской диаспоры, люди неравнодушные к традициям предков и современному развитию мордовского (эрзя) языка из многих регионов России. 

Разнообразны были календарные обряды. Так, перед весенним севом совершалось «моление плуга» с многочисленными обрядовыми действиями и ритуальной трапезой. Во время эпизоотий производилось «опахивание» — женщины впрягались в соху и с заклинаниями проводили полосу вокруг деревни, которой придавалось защитное значение.

Музыкальное творчество нашло выражение в обрядовых и необрядовых песнях, индивидуальных и хоровых. Яркой музыкальной характеристикой музыкальной культуры мордвы является многоголосие. Среди музыкальных инструментов можно отметить нюди – типа кларнета из двух скрепленных по бокам тростниковых трубок, фам/пувама – волынка из разного количества трубок, воздушный резервуар которых делался из шкур или пузырей различных животных.

Традиционные блюда мордовской кухни

 Мордовская народная кухня особенная, хотя и имеет много общего с русской. Приготовление блюд связывалось с религиозными верованиями, обычаями, условиями хозяйствования. В основе своей она всегда здорова, сытна, навариста и не терпит острых специй. В основном это растительные и молочные продукты, квашения, обилие рыбных и мясных блюд.

«Если хорошие щи, так другой пищи не ищи»

Супы у эрзян и мокшан были только мясные, вне зависимости от семейного достатка. Считалось, что суп — основное блюдо, дающее силу и выносливость. А первый из супов — щи. Варили их и с говядиной, и со свининой, с зайчатиной и даже с курятиной. До сих пор куриные щи остаются одним из главных блюд на массовых праздничных мероприятиях, где бы они ни проводились. Варят их в больших котлах на костре.

Куриная уха и рыба в молоке

Естественной частью мордовской кухни является рыба, ведь Мордовия вся изрезана водоемами — реками, ручьями и озерами. Из свежей рыбы готовят и первые и вторые блюда. Ее можно встретить в сушенном, вяленном, варенном и жареном виде. Особым нежным вкусом отличается «лофцса пидеф кал» — рыба, тушёная в молоке.

В мордовской кухне встречается и совсем необычное для других мест сочетание в одном блюде мяса и рыбы, или птицы и рыбы. Например, сурская мордва — эрзя готовит стерляжью шурьбу (уху) на курином бульоне.

Медвежья лапа

Самое известное второе блюдо — овтонь лапат (эрз.) или офтонь мадят (мокш.), или «медвежья лапа». Есть легенда о том, как возникло это блюдо. Давным-давно одному простому мордовскому парню не разрешали жениться до тех пор, пока он не убьет на охоте медведя, и, согласно местному обычаю, не станет настоящим мужчиной. В итоге медведя он убил и зажарил его лапу в подарок невесте.  Сейчас медведи в Мордовии занесены в Красную книгу, их осталось крайне мало, поэтому «медвежью лапу» готовят из других продуктов. И не только на свадьбу. А рецепт такой. Берут телячью печень, свинину, сухарики и лук. Все это перемешивают, смазывают яйцом, обжаривают, запекают и выкладывают на тарелку в форме, напоминающей лапу медведя. А сверху выкладывают ржаные сухарики, которые символизируют медвежьи когти.

«Алая сила»

В связи с климатическими условиями, в Мордовии более всего употребляются в пищу свекла, капуста, огурцы, лук, морковь, репа, редиска.  В качестве холодных закусок популярны печеные яйца, грибы, которые в сезон собираются, сушатся и солятся. А также блюдо валдо якстере вий — «алая сила» — так называют порезанную красную свеклу с кусочками сыра, приготовленного из козьего молока. Перед подачей на стол блюдо поливают подсолнечным маслом.

На десерт — пшенные блины

Блины здесь — очень популярное блюдо, они отличаются от русских тем, что готовят их не только из пшеничной, а и из пшённой, гречневой и даже гороховой муки. Эти блины особенно сытные и пышные, потому что включают в себя разные крупы.

Мука замешивается на молоке с дрожжами, настаивается, заваривается каша, а затем все это перемешивается и жарится на сковороде. В результате получаются толстые и вкусные блины, которые принято подавать с вареньем или медом.

 Мордовский квас

Среди напитков особым почетом пользовалась целебная «поза». Это хлебный напиток с добавлением хмеля, приготавливается особым образом только в деревянной посуде, хранится на холоде. Его приносили в жертву еще языческим богам.

Чаще всего позу делают из сахарной свеклы, которую настаивают на дрожжах. Порой используют ржаной хлеб, и тогда поза действительно очень похожа на квас. Готовят ее в домашних хозяйствах: считается, что промышленное изготовление настоящей позы невозможно.

Традиционная одежда

Мужской костюм

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха — панар и штаны — понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные — из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне — различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.

Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну — белую распашную (мушкас — у мокши, руця — у эрзи). Весной и осенью носили сумань — приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы — ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

На ногах мордва носила лапти, летом — с портянками, а зимой — с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.

В 1908 году Мордовский женский костюм на Всемирной выставке народных костюмов в Париже получил Гран-при. Это неудивительно: старинный праздничный женский мордовский наряд был многослойный, многосоставной, со сложными приемами драпирования. Все это самостоятельно женщина не могла надеть, две-три помощницы наряжали ее 2- 3 часа. Рубаха с длинными рукавами — панар или покай — из посконного грубого полотна. Вышивка по вороту, переднему шву, подолу — ковровая, рельефная, массивная, домоткаными шерстяными нитками, красная, красно-коричневая, золотом по молочно-белому холсту, с темно-синим, черным, расцвеченная бисером, бусинами, блестящими пуговицами, серебряными блестками. Ритуальная. Каждый узор — знак жизни, возраста, судьбы. Выбран тон — алый, как раскаленный уголь, как закат или восход.

Поверх рубахи по праздникам надевали руцю — тунику из отбеленного полотна с богатой вышивкой на груди, по рукаву. На груди полосами вышитый узор. Сколько полос, такой важности и праздник.

 Передник — вот уж поле для фантазии вышивальщиц! Замысловатые полосы вышивки, ленты, кружево, пуговицы в плотный ряд, бисерное плетение! Пестрит в глазах от этой фантазии, но основной цвет все тот же, алый, оттененный черным и синим. Подпоясать по бедрам рубаху, руцю, передник, да не просто так, а с напуском рубахи почти до бедер, нужен плотный плетеный пояс. Он сплетен на дощечках из толстых крученых ниток, а на концах — цветная бахрома, мишура, бисер, пуговки и массивная кисть из ажурной бисерной сетки.

Под руцей у мордовки не бедра широкие, плывут, перекатываются в каждом шаге, а секрет — массивная набедренная конструкция, много шире пояса, -пулогай, снизанный на толстом холсте до середины бедра из шерстяной бахромы в несколько рядов, расшитой цветным бисером, бляшками, жетонами, медными цепочками, раковинами каури. По бедрам с двух сторон обязательно кисти из красной шерсти с белыми бисеринками на концах, плетеной бисерной ажурной каймой. На каждый день пулогай проще, на праздник — весом килограммов 5 — 7, а бывало, и по два друг на друга надевали. Пулогай девочка-эрзянка с 13 — 14 лет носила всю жизнь. Лишь недавно это богатство стали надевать поверх руци, показывать.

 Сзади под руцей пулокаркс, прямоугольный, спускающийся низко хвостом набедренный пояс из кожи или холста, богато, плотно расшитый галуном, бисером, раковинами каури, монетами, шерстяными кисточками, аппликациями и обязательно — балаболочками, шумящими металлическими бубенчиками.

На шее у мордовки — фибула-сюлгамо, а то и две — вся в сверкающих камушках, бусинах, монетках застежка для выреза рубахи, снизки массивных ярких бус из ракушек каури, стекляруса, крупных бусин, бисера, ожерелья из монет, жетонов, цепочек. На руках — кольца и браслеты. В ушах — массивные серьги из бусин, кисточек, лебяжьего пуха. Венчает наряд панго — лубяной, обтянутый тканью с вышивкой, украшениями головной убор женщины, высокий, разной формы, двурогий, цилиндрический, в виде лопатки. В иных местах носили высокий клобук.

«Русский и мордвин всегда друг друга поймут!»

Не существует мордовского языка как такового. Есть язык мокшанский – им владеет мокша – и эрзянский, на котором, соответственно, разговаривает эрзя. Оба языка распадаются на пять диалектов, а мокшанский – еще и на семь говоров.

Очень много в мордовских языках заимствований из русского. Так, например, и там и там есть слово «вечер». Однако у мордвы закрепилось оно в значении «собрание, проведение какого-то мероприятия, торжества». Еще один интересный пример – слово «доска», которое означает только и исключительно школьную доску. А для обозначения доски вообще в мордовских языках есть слово «лаз».

Известные мордовцы

Мордовские корни имеют выдающиеся исторические личности: служители церкви Патриарх Никон и Протопоп Авакум, историк и просветитель Василий Ключевский. Много среди мордовцев представителей творческой элиты: актёры Василий Шукшин и Олег Табаков, аритсты Лидия Русланова, Надежда Кадышева, художник Никас Сафронов.

Много подарил мордовский народ миру и спортсменов. Среди них гимнастка Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Валерий Борчин и Ольга Каниськина, боксер WBC Олег Маскаев.

Национальными героями стали летчик Алексей Маресьев и защитник Брестской крепости Андрей Кижеватов.

Сегодня мы познакомились с одним из народов нашей огромной многонациональной страны. До новых встреч, дорогие читатели!