История страны в истории кино. Великие фильмы великих режиссеров. «Александр Невский»

ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ

Режиссеры: Дмитрий Васильев, Сергей Эйзенштейн

Сценаристы: Пётр Павленко, Сергей Эйзенштейн

Оператор: Эдуард Тиссэ

Композитор: Сергей Прокофьев

Художник: Иосиф Шпинель

Актеры: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов, Дмитрий Орлов (III), Василий Новиков, Николай Арский, Варвара Массалитинова, Валентина Ивашёва, Александра Данилова, Владимир Ершов, Сергей Блинников, Иван Лагутин, Лев Фенин, Наум Рогожин

Страна: СССР

Производство: Мосфильм

Премьера: 1 декабря 1938

Жанр: исторический фильм, биография

Историко-биографический фильм о великом русском полководце князе Александре Ярославиче Невском, под началом которого русские воины одержали в 1242 году историческую победу в битве с ливонскими рыцарями на Чудском озере.

Особенности фильма

Фильм «Александр Невский» для государственного заказа, которым он и являлся, получился на редкость качественным и совершенно не политизированным. Хотя, как ни странно, именно по политическим соображениям он был довольно быстро изъят из проката. В 1938 году отношения СССР с Германией были еще чрезвычайно дружелюбными, и кинолента о разгроме тевтонских рыцарей на Чудском озере казалась не совсем политкорректной. И только в 1941 году, после начала Второй мировой войны, лента Сергея Эйзенштейна заняла свое достойное место в отечественном кинопрокате.

Надо сказать, что сценарий переписывался несколько раз по указанию историков, консультировавших картину, причем первый вариант сценария под названием «Русь» историк Михаил Тихомиров язвительно назвал «издевкой над историей» и буквально заставил сценаристов все переписывать заново.

И все-таки эта картина относится к одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму писал сам Сергей Прокофьев, причем у него получилась полноценная симфония, с использованием хора. Впоследствии симфоническая картина «Александр Невский» часто транслировалась как самостоятельное музыкальное произведение.

Актерский состав

Все актеры, игравшие в фильме «Александр Невский», были утверждены на роли практически без кастинга. Ведь уже на стадии замысла режиссер знал, кого будет снимать.

Главную роль сыграл один из любимейших актеров Эйзенштейна — Николай Черкасов. На тот момент он был уже очень популярным. Снимаясь с 1927 года, Черкасов исполнил множество ярких ролей — в таких фильмах, как «Петр Первый», «Дети капитана Гранта» и многих других. Роль богатыря Василия Буслая досталась народному артисту СССР Николаю Охлопкову, а Гаврилу Олексича сыграл известный артист Андрей Абрикосов, который начинал сниматься еще в немых фильмах.

Совершенно превосходной была и съемочная группа. Помимо настоящего мастера кинематографа Сергея Эйзенштейна, над фильмом работал невероятно талантливый оператор Эдуард Тиссэ. Его операторский прием динамичной съемки батальных сцен и движения позволили создать эффект присутствия зрителей внутри картины.

Съемочный процесс

Вообще, фильм «Александр Невский» положил начало использованию множественных приемов, которые пережили все стадии развития кинематографа и пользуются популярностью по сей день, даже в век компьютерных технологий. Так, при съемке сражений использовался параллельный монтаж, быстрая смена планов и другие находки, которыми успешно пользуются до сих пор.

Сам съемочный процесс был очень масштабным и очень трудоемким, при этом времени на съемки было отведено очень мало. Так как картину снимали весной, то найти прочный и большой лед в это время года не представлялось возможным. Тогда было принято решение ключевую сцену сражения снимать в павильоне. Построили огромную декорацию, посыпали асфальт солью и мелом, добавили много белой краски и жидкого стекла и получилась довольно достоверная имитация льда. Были в фильме и натурные съемки, которые проходили на исторической родине Александра Невского — в селе Городище недалеко от Переславля-Залесского.

Фильм вышел на экраны с очень плохой звуковой дорожкой, которую режиссер побоялся трогать, так как именно в таком варианте картина была одобрена Сталиным.

«Александр Невский» обрел широкую популярность моментально. Его многократно цитировали, его костюмы брали за образец костюмеры всего мира, а одна из его батальных сцен полностью была повторена в одной из частей фильма «Властелин колец».

СЦЕНАРИЙ

Фильм основан на исторических событиях XIII века, борьбе Новгородской республики с экспансией рыцарских орденов. Действие разворачивается в 1242 году, уже после битвы со шведами на Неве в 1240 году (что позволило шире раскрыть в фильме «немецкую» тему). Однако Эйзенштейн не ставил задачей буквально экранизировать события. В сценарии есть отступления от действительности, романтизация и поляризация сторон конфликта, а наряду с историческими персонажами и событиями действуют и вымышленные.

На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят еще не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского.

Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей — Гаврила Алексич и Васька Буслаев (реальные личности) — сватаются к одной девице, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в битве. Войска сходятся к берегам замерзшего Чудского озера. Перед боем один дружинник рассказывает князю басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда ее заманил заяц. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру.

Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжелыми доспехами лед. Предводители агрессоров попадают в плен.

После битвы русские женщины собирают раненых. Двух богатырей-героев едва живыми отвозят в Новгород, где Василий публично отдает первенство другу. Сам же он женится на дочке воеводы, сражавшейся в битве наравне с мужчинами. Князь и новгородский люд судят тевтонцев. Рядовых кнехтов отпускают, рыцарей оставляют для выкупа. Предводителей войска и предателей толпа линчует на месте. После этого новгородцы бурно празднуют победу. Александр, напутствуя отпущенных кнехтов, перефразирует Библию: «Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.

Съемки центральной сцены фильма — Ледового побоища — из-за сжатых сроков проходили летом. Для этого во дворе Мосфильма на Потылихе выстроили декорацию. Асфальт посыпали мелом и залили жидким стеклом. Использовали также деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет. Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нем католический монах, одетый в черное, играет во время битвы (почерпнуто авторами из «Хроники Ливонии»).

МУЗЫКА

Музыку к фильму создал известный композитор Сергей Прокофьев. Его саундтрек, состоящий из симфонической и хоровой музыки, представляет собой полноценное классическое произведение и считается одним из лучших саундтреков в советском кино. По признанию самого Эйзенштейна, некоторые эпизоды фильма монтировались именно по записанной музыкальной фонограмме.

Прокофьев объединил все музыкальные фрагменты в кантату «Александр Невский», состоящую из семи частей: 1) «Русь под игом монгольским» 2) «Песнь об Александре Невском» 3) «Крестоносцы во Пскове» 4) «Вставайте, люди русские!» (аудиозапись) 5) «Ледовое побоище» 6) «Поле мертвых» 7) «Въезд Александра во Псков».

Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи объясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую еще предстояло переозвучить. Но еще до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.

Темы «Крестоносцы» и «Ледовое побоище» до сих пор используются в различных художественных и документальных киноматериалах. Текст песен: Владимир Луговской.

НЕТОЧНОСТИ

Ни перед битвой, ни перед торжественным храмовым звоном князь Александр в фильме не крестится. Хотя в те времена, не осенив себя крестным знамением, православный человек не выпивал и стакана воды. Такие неточности — дань советской антирелигиозной политике, проявлявшейся в культуре и искусстве.

Гаврила Алексич, один из главных героев фильма, не мог принимать участия в Ледовом побоище, так как погиб за год до него, в 1241, при штурме Копорья.

Братья-рыцари согласно Уставу Ордена обязаны были носить бороды. В фильме они с бритыми подбородками.

В древней Руси незамужние девушки волосы заплетали в одну косу, а уже после замужества расплетали ее на две косы. А в фильме у незамужних девушек: Ольги, к которой сватаются Гаврила Алексич и Васька Буслаев, и Василисы — дочери воеводы, волосы заплетены в две косы.

Судьба сложилась так, что «Александр Невский» стал единственным фильмом Сергея Эйзенштейна, вышедшем в прокат в 30-е годы. Опора на актерский типаж, «вертикальный монтаж» и «монтаж аттракционов», свойственные немому кинематографу Эйзенштейна, уступили здесь место откровенной киноопере, в которой, правда, не было арий, но зато мощно звучала музыка Сергея Прокофьева. При этом исполнитель роли князя Александра Невского Николай Черкасов считал, что Эйзенштейн хотел поставить картину «военно-оборонную по содержанию, героическую по духу, партийную по направлению и эпическую по стилю» (Черкасов Н.К. Записки советского актера. М.,1953.С.124). Не случайно фильм воспринимался в те годы, как намек на грядущее военное столкновение с Германией, которой надлежало дать достойный отпор… Однако ни костюмная театральность, ни условность фактуры (в силу производственной необходимости многие зимние сцены картины пришлось снимать летом) не помешали Сергею Эйзенштейну развернуть на экране впечатляющие батальные сцены. Особенно эффектно было снято знаменитое побоище на Чудском озере , унесшее под коварный лед тяжеловесных псов-рыцарей… А знаменитая фраза Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» в 40-е годы превратилась в боевой лозунг отечественной пропаганды. (Александр Федоров) Одна из лучших исторических лент в истории кинематографа! Эта кинолента снятая в 1938 году тремя режиссерами Сергеем Эйзенштейном, Дмитрием Васильевом и Борисом Ивановым завоевала громадную популярность у советского зрителя и одобрения властей (что в то время приравнивалось к подвигу). Более того, эту картину изучают и припадают в академиях мирового киноискусства. Отличные декорации, великолепный подбор актеров и зрелищные батальные сцены, все это делает фильм непревзойденным в своем жанре (в жанре исторического кино). Прекрасная музыка Сергея Прокофьева и отличная операторская работа Эдуарда Тиссе, все это выше всяческих похвал и наград. Про это кино знают практически все, все кто вырос и живет в нашей великой стране и слова здесь будут излишни. Стоит отметить только один факт, что этот фильм был снят 1938 году (в эпоху Сталинской диктатуры и цензуры) и ему простительны некоторые неточности в историческом плане и недочеты того времени.