«На злобу дня». Киножурнал «Фитиль»

Советская и российская сатирико-юмористическая критическая программа с элементами журналистского расследования. Выпуски журнала состояли из разных сюжетов: игровых, документальных, мультипликационных. Показывали его, как правило, в кинотеатрах перед началом демонстрации фильма. В каждом выпуске было несколько миниатюр, разоблачавших недостатки советской жизни: бюрократов, карьеристов, взяточников, мещан и бракоделов. Сергею Михалкову, который стал главным редактором «Фитиля» удалось превратить серьёзные проблемы в весёлые и смешные. Всего за 45 лет существования киножурнала появились 420 выпусков. 

Сегодня его не показывают перед киносеансом, как в СССР, но это не значит, что популярные выпуски исчезли без следа. К созданию коротких шедевров привлекались лучшие кинорежиссёры и мультипликаторы, а настоящие звёзды советского кино воплощали своих героев с потрясающим успехом.

Любимый киножурнал сегодня сохранился в популярных сетях и пересматривать его можно бесконечно. Встреча с актёрами? Да! Погружение в прошедшее время? Да! Ну а темы выпусков подобраны были что надо. Родоначальником такого жанра, где бумажным собратом был «Крокодил», стал поэт и драматург Сергей Михалков.

Режиссёры эффектной сатиры

Уложить ёмкий сюжет в небольшие 2-5 минут это было задачей по силам только мегаталантливым режиссёрам и сценаристам. Здесь каждая секунда, а о минуте даже речи нет, значит многое. Герои обязаны лаконично передать суть, а метафора и гипербола служили самыми необходимыми инструментами.

Поразительный факт, режиссёрами выпусков стали те, кого мы знаем по кинопроизведениям с запредельным чувством юмора или наоборот, исповедовавших очень серьёзные, очень драматические темы на суд зрителя.

Вспомните имена создателей, среди них наверняка есть горячо любимые и уважаемые мэтры киноискусства и анимации, такие, как Александр Столбов, Андрей Тутышкин, Александр Митта, Вячеслав Котёночкин, Сергей Бодров-старший и многие-многие другие.

Сценаристы короткометражек

Режиссёр без хорошего сценариста не снимет сюжет, если сам, конечно, собственноручно не напишет текст. С киножурналом работали такие мастера юмора, как Леонид Гайдай, Семён Альтов, Михаил Жванецкий, Эдуард Успенский, Александр Курляндский, Аркадий Хайт, Виктор Коклюшкин, всех авторов даже не перечислить.

Высококлассные юмористы, к счастью, находили самую суть проблем и обыгрывали это то с сарказмом, то с испепеляющей сатирой, то с социальной составляющей секирой.

Несколько самых популярных выпусков

  1.  «Порожняк» 1969-го с Алексеем Грибовым. Можно (а нужно ли?!) ругать наш железнодорожный транспорт, а сцена, в которой трио актёров показали нам типичную историю, подходит для всех отраслей промышленности. Обратите внимание на актёра Алексея Грибова, персонаж выпуска как будто в самом деле отработал 20 лет на транспорте.

1974-й год подарил сюжет «Начнём новую жизнь» с Люсьеной Овчинниковой. Драматическая, лирическая, очаровательная Люсьена Ивановна тоже приняла участие в острой сцене. Не отметилась, а именно ослепляюще точно сыграла свою героиню, как и великолепный Ролан Быков в роли забывчивого папаши.

«Незаменимый», снятый в 1967-м. Этот сюжет с Борисом Ситко не может устареть по своей природе, режиссёрское мастерство здесь проявлено необычайно сильно. И не беда, что в кадрах допотопные грузовик и «руководящая» чёрная «Волга». Суть человеческого явления не претерпевает изменений спустя полвека.

  • «Старинный рецепт» с Георгием Бурковым родился в драматичном 1984-м году. Выбор актёра для демонстрации «аллергии» на работу оказался беспроигрышным. Выдержать такой нудный голос тунеядца никаких нервов не хватит. А тут попытка в обычной поликлинике получить заветную справку о нетрудоспособности, поэтому посмотрим с интересом.
  • «Пострадавший» Юрий Никулин прямо из 1962-го. Юрий Владимирович из золотой плеяды самых любимых актеров, чей образ не спутать ни с кем и никогда. И ведь роли Никулина-то какие! Не только родного «Балбеса», а очень живых героев из нашей жизни или военной драмы. Здесь его герой глуповатый простачок в чужой квартире, зато свой.
  • В 1970-м появился выпуск «Фонд критики». Поклонники советского кино узнают Николая Парфёнова в одну секунду. У актёра не было главных ролей в кино, зато вторые роли были достойны любых наград. Бюрократы и крючкотворцы ему давались так, как будто в чиновничьем кресле он находился с пелёнок. Дуэт с Геннадием Яловичем стал шедевром. Много и других серий с его участием и Парфёнов в них показал всю мощь творческих способностей.

  • С Леонидом Куравлёвым в 1974 году снята короткометражка «Мёртвый час». Возьмите любую роль Леонида Вячеславовича и не найдёшь среди них неинтересной. Всякие такие попытки найти изъян в его творчестве обречены на провал уже на стадии мысли. И неудивительно, что его «фитильные» герои приобрели особое воплощение для оздоровительного юмора и громкой сатиры.

  • «Не поеду!» с Михаилом Яншиным из 1965 года. Хороший чиновник, на редкость добрый и гибкий. А вот справиться с героиней Раневской ему не удалось, пал жертвой храбрых.

  • «Стриптиз с сюрпризом» из доброго 1981-го с Георгием Милляром и Юрием Черновым. Сегодня такими футболками и поло удивить трудно, а тогда дуэт актёров по-снайперски попал в цель. Улыбнуться и проверить свою одежду на такие фривольные принты можно сразу после просмотра.

  1. «Не дай Бог» 1972-го года. Пётр Щербаков имеет очень богатый спектр ролей в кино и его фирменная ухмылка перекочевала в киножурнал. Несколько выпусков с его участием достойны внимания любителей юмора, а приведённый выше выпуск мне понравился больше других.

  1. «Карты не врут» из 1962-го. Я бы назвал Фаину Раневскую королевой словесной речи. Не всегда аристократичной (она бы тут же высказалась совершенно прямолинейно), зато доходчивой. Героиня Раневской будущее знает как свои пять пальцев. Гадальные карты в руках актрисы не врут, попробуйте убедиться в этом сами.

  1. «Без дураков» образца 1976 года с Андреем Мягковым и Евгением Евстигнеевым. Выдающийся актёр Мягков не стал «пленником» яркого режиссёра Эльдара Рязанова. Диапазон его героев существенно иной, чем это принято думать. И в киножурнале он прекрасен своей ролью, посмотрите, как его герой искренне не понимает, что нужно реально сделать для пользы дела. А мэтр кино Евгений Александрович здесь как на директорском троне, он как будто прав априори, потому как из числа начальства.

Скажете, что одна дюжина из 4-х сотен выпусков это капля в море? Соглашусь, этот условный топ очень субъективный.

Во всех произведениях «Фитиля» задействовано много усилий и труда, преимущественно с естественными декорациями. Правда, на мой взгляд, киножурнал в 1990-е чуть сдал свои позиции, в после миллениума и вовсе выпуски стали довольно пресными. Короткометражки ждут оцифровки и нам остаётся только покорно ждать.

Итоги

Сатира со времен острейшего пера Салтыкова-Щедрина и критичного топора Некрасова была действенным оружием против разгильдяйства и казнокрадства, трудно истребимых человеческих пороков, нелогичных бюрократических правил и порядков. Хотя, многие согласятся, что выдержать критику порой труднее, чем удержать бешеного слона на привязи.

Если критика имеет основу, направлена против вопиющих фактов и преследует вполне конкретные (добрые по сути) цели, то она становится полезной для любой из сторон. В этом отношении сохранившие актуальность выпуски «Фитиля» сегодня кажутся мини-шедеврами и острота в них не потеряна.