«Всё начинается с семьи»

Понятия брака и семьи в науке и современном праве.

Семья и брак часто рассматриваются как взаимосвязанные явления, а соответствующие понятия полностью или частично признаются тождественными. Иначе говоря, если человек вступил в брак, значит, у него появилась семья, и наоборот: если брак расторгнут, то семья распалась. Во многом такой подход к определению семьи и брака обусловлен отсутствием соответствующих правовых дефиниций.

Понятия семьи и брака определяются по-разному. В юридической энциклопедии отмечается, что брак — это союз женщины и мужчины, заключенный в установленном законом порядке с целью создания семьи, а семья — круг лиц, объединенных взаимными правами и обязанностями, предусмотренными различными правовыми нормами. По мнению социологов, брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу. А семья — общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Существует множество семей, члены которых не связаны брачными узами. Объединяющим их началом служит не брак, а другие события (рождение либо усыновление ребенка); иногда это просто обоюдное стремление родственников (или даже посторонних лиц) жить вместе.

Исторически семейные и брачные отношения прошли множество этапов развития. Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию Россиидо принятия христианства, весьма немногочис­ленны и отрывочны. Летописи говорят о том, что когда у полян уже сложилась моногамная семья, у других славянских пле­мен — родичей, вятичей, кривичей — еще сохранилась полигамия. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом. В различных источниках указываются несколько спо­собов заключения брака. Среди них наиболее древний — похи­щение невесты женихом без ее согласия.  Однако, постепенно увозу невесты начинают предшествовать сговор с ней.

С принятием христианства в России начинает действовать «Номоканон»  — собрание византийского семейного права, состоя­щего из канонических правил и светских постановлений визан­тийских императоров. В последующем «Номоканон» был дополнен постановлениями русских князей и получил название «Кормчая книга».Церковное венчание, введенное в XI веке, прак­тиковалось только среди высших слоев общества.  Остальное население заключало браки по традиционным языческим обрядам.

Согласно установлениям «Кормчей книги», венчанию предше­ствовало обручение — сговор, во время которого родители неве­сты и жениха условливались о заключении брака и договари­вались о приданом. Акт обручения оформлялся специальной «сговорной» записью. Обручение связывало жениха и невесту почти так же, как и брак, нарушение верности жениху рассма­тривалось в качестве прелюбодеяния. Был установлен мини­мальный возраст для вступления в брак: 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Священники отказывались венчать пре­старелых лиц. Запрещались браки с близкими родственни­ками. Взаимное согласие на вступление в брак по церковным правилам всегда было необходимо. Расторжение брака практически не предусматривалось.

Реформы Петра I положили начало новому периоду в разви­тии семейного права. Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. Петр I попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. В 1722 г. его указом запрещалось «женить «дураков», которые ни в науку, ни в службу не годятся». В 1744 г. указом Синода были запрещены браки для лиц старше 80 лет. «Брак от Бога установлен, гласит указ, для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно». В 1830 г. повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для муж­чин и до 16 лет для женщин. Для заключения брака необходимо согласие родителей, независимо от возраста жениха и невесты. С 1917 г. проводятся первые реформы семейного законода­тельства. Выходят декреты «О гражданском браке, детях и веде­нии книг актов гражданского состояния», «О расторжении брака» и др. В 1926 г. принят единый для обоих полов брачный воз­раст, который сохраняется и по сегодняшний день — 18 лет.

В настоящее время происходит изменение социально-правовой характеристики семьи и брака (отдельные государства признают однополые браки и разрешают даже усыновление такими супругами детей; допускается многоженство).

Российский социолог С.И. Голод выделил три исторических типа семьи:

— патриархальный (традиционный),

— детоцентристский (современный),

— супружеский (постсовременный).

Патриархальный тип семьи базируется на двух основных принципах: жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избирательности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования — подчинения: авторитарной власти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, — абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания. Отражение патриархального способа организации семейных отношений мы видим, например,  традиции наделять жену при заключении брака фамилией мужа; «двойной морали» для мужа и жены при определении допустимости добрачных и внебрачных сексуальных отношений.

Детоцентристский тип семьи основан на приоритетности ее воспитательной функции, относительном равноправии супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей и детей. Личностная интимность, взаимопонимание и доверие становятся ядром отношений мужа и жены. Воспитание детей — главный смысл жизни семьи. Детоцентристская семья — малодетная. Время рождения и количество детей планируется супругами, репродуктивный период ограничивается малым сроком (5—10 лет), ребенок становится в семье желанным и ожидаемым. Родительская любовь и привязанность составляют непременную характеристику детско-родительских отношений. Девиз детоцентристской семьи: «Всё лучшее — детям». Оборотная сторона такой родительской любви — потворствование детским прихотям, «заласкивание» ребенка и чрезмерное следование родительскому долгу, ограничивающее свободное личностное развитие и ребенка, и самого родителя.

Супружеский тип семьи — новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Это прогрессивный тип семьи, где на первый план выступает забота о развитии каждого из супругов (и детей!) как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, симметричных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи.

Социологи отмечают следующие мотивы вступления в брак: любовь, общность интересов, кратковременное увлечение, сим­патия, чувство одиночества, чувство сострадания, вероятность скорого рождения ребенка, желание улучшить свое материальное положение, желание узаконить интимные отношения, давление родителей, желание иметь семью, желание иметь детей и т. д. Во все времена семья являлась важнейшей социальной ценностью. По данным социологических исследований в разных странах мира, семья занимает первое место в структуре ценностей человека. В современных же условиях, когда темпы социальных изменений постоянно растут, когда увеличивается нагрузка на человека, интенсифицируется его жизнь, ценность семьи для каждого индивида возрастает, так как семья воспринимается, в первую очередь, как надёжный тыл, благодаря которому человек чувствует поддержку, защищённость, удовлетворяя в ней свои потребности.

В то же время, нельзя не отметить иную тенденцию:  к семье и браку сегодня относятся проще, чем ранее. Как отмечает известный со­циолог Э. Гидденс, если прежде, вступая в брак и создавая семью, человек фактически раз и навсегда определял свою судьбу (ведь, например, разводы никогда не приветствовались, а иметь хотя бы одного ребёнка считалось «святой обязанностью» супружеской пары), то современные брак и семья становятся лишь одним из «жизненных проектов» (пускай и очень важных), реализуемым в куда более широких, свободных, изменчивых вариациях. Так для современной семьи характерно изменение традиционных супружеских ролей: женщина все реже склонна отождествлять себя с «хранительницей домашнего очага», расширяя ролевые границы своих социальных статусов. На состояние современной семьи большое влияние оказывает не­стабильность браков из-за нарастания социально-экономических проблем, усиления ролевых конфликтов, роста общей неуверенности супругов в своём будущем и уже упомянутого восприятия брака и семьи как одного из «жизненных проектов». Важной тенденцией развития семьи является и уменьшение коли­чества детей — здесь решающую роль сыграли усугубляющиеся экономи­ческие проблемы, увеличивающаяся загруженность женщины вне дома и семьи. Наконец, именно в современной семье обострилась проблема «конфликта поколений». Это связывают с особенностями социализации каждого отдельно взятого поколения (культурные различия между поко­лениями становятся всё более глубокими), общей нестабильной, стрессо­вой ситуацией в обществе.