Библиотека Ярослава Мудрого – несмотря на то, что эта библиотека является одной из самых таинственных загадок истории Киевской Руси, о ней известно гораздо меньше, чем о загадочно исчезнувшей библиотеке Ивана Грозного.
Ярослав Мудрый (978-1054) – выдающийся государственный деятель Киевской Руси, Великий князь Киевский, сын Владимира Великого и половецкой княжны Рогниды Рогволодовны. Этот правитель Руси известен своими величайшими достижениями: он преуспел в государственном строительстве, во множестве военных походов побеждал врагов. Кроме этого, Ярослав Мудрый составил свод законов, которые вошли в историю под названием “Русская правда”. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла пика своего могущества.
Великий князь вел активное строительство в своей столице – Киеве. Именно при нем на Старокиевской горе был возведен “город Ярослава”, занимавший площадь около 60 гектаров и огражденный рвом и валом. В этом районе были построены Золотые, Лядские и Жидовские ворота, в центре Ярославова города вознес свои главы Софийский собор, а вокруг расположились величественные дворцы.
При Ярославе возводились многие строения и в других городах Руси – Чернигове, Переяславле, Владимире-Волынском, Турове. В правление этого князя получило широкое распространение и окрепло христианство. Ярослав составил церковный устав, которым определил права церкви и духовенства, а в 1051 г. по его инициативе собор епископов выбрал митрополитом Киевским русина Иллариона.
До и после этого высшую церковную должность занимали греки, присланные из Византии, поскольку Киевская Русь входила в церковную юрисдикцию Константинопольского патриархата.
Во время правления Ярослава Мудрого основываются первые на Руси монастыри: Святого Юрия, Святой Ирины, Киево-Печерский монастырь. Они стали важнейшими культурными центрами, где велись летописи и писались иконы.
Государство Ярослава Мудрого заняло весомое место в семье европейских стран. Властители Европы обращались к киевскому князю за советами и помощью. При его дворе нашли прибежище бывшие монархи – норвежский Олаф Святой и английский Эдмунд Железный Бык.
Одним из крупнейших культурных проектов Ярослава Мудрого было основание библиотеки. Событие это относится к 1037 г. О нем нам рассказывает “Повесть временных лет”: “Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам”.
Правда, само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: “книгохранительница”, “книгохранилище”, “книгохранильня”, “книгохранилица”, “хранильная казна”, “книжная клеть”, “книжная палата” и т.п.
Летопись подчеркивает исключительно церковный характер собранных книг. Необходимость в такой литературе диктовалась широким распространением на Руси христианства. Однако наряду с церковными переводились, несомненно, и книги, содержащие сведения по мировой истории, географии, астрономии, философские и юридические трактаты и даже публицистические произведения.
Располагалась библиотека в самой величественной архитектурной достопримечательности Киевской Руси – Софийском соборе, возведенном на месте последней битвы с печенегами. Тогда это была окраина древнего города Ярослава.
Софийский собор очень быстро стал центром древнерусского летописания. Именно тут составлялись древнейшие летописи, например, летописный свод 1037-1039 гг., “Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона. Именно там был написан уже упомянутый первый сборник русских законов – “Русская Правда”.
Книги, написанные в Софийском соборе, легли в основу и других библиотек Руси, в частности, обширной библиотеки Печерского монастыря. При соборе была устроена первая школа на Руси и мастерские переводчиков и переписчиков книг. Около стен собора проводились народные собрания – вече. В этом же соборе находилась резиденция митрополита Руси, и тут же хранились важные государственные документы, в том числе договоры с Византией.
Высказываются разные мнения относительно того, сколько было книг в библиотеке. В научных статьях и книгах, опубликованных по этой теме за последние 200 лет, можно найти самые разные цифры.
В “Истории руссов”, написанной в XVIII в., сообщается: “Великие тысячи рукописных и редких драгоценных манускриптов, писанных на разных языках”. В других источниках находим более скромную и круглую цифру – 1000 томов, а все книжные запасы Киевской Руси оценены в 130-140 тысяч томов.
В фундаментальном трехтомном исследовании “История Киева” (1982 г.) эта цифра максимально уточнена – 950 томов. Историк русской православной церкви Е.Голубинский назвал еще меньшую цифру – 500 книг. Ведь книги в те времена стоили баснословно дорого, поскольку изготовлялись вручную, – до изобретения печатного станка Гуттенберга еще должны были пройти века.
Тексты писались на дорогом материале – пергаменте, который выделывался из кожи телят или молодых овец. На переплет шла сафьяновая кожа, оклады книг украшали золотом, серебром и драгоценными камнями: алмазами, изумрудами, топазами и жемчугом. На создание одной книги уходили иногда годы, поэтому собрать их около тысячи было тогда делом довольно проблематичным и дорогим даже для Ярослава Мудрого.
Некоторые авторы довольно ловко обходили количественную характеристику библиотеки Ярослава, говоря, что она помещалась в десяти огромных дубовых сундуках, окованных железом.
Так что утверждать более-менее точно, сколько все-таки книг хранилось в библиотеке, – весьма сложно. Вообще-то количество зависело от того, сколько времени собиралась библиотека и сколько работало переводчиков. Ведь нам известно, какой способ избрал князь для комплектования своей книжной коллекции – перевод и переписка. Считается, что в то время Ярославу не удалось найти в Киеве более десяти переводчиков. Да еще десять он мог привлечь из Болгарии. Итого двадцать. Пятьсот книг среднего формата такой дружный коллектив единомышленников смог бы перевести за 13 лет непрерывной работы.
Впрочем, Ярослав Мудрый мог собирать библиотеку в течение 25 лет. Есть основание считать, что в нее вошли и книги великого князя Владимира, который любил “словеса книжные”.
Часть книг из библиотеки Ярослава была вывезена во Францию еще при жизни князя: его дочь Анна Ярославна была выдана замуж за короля Франции Генриха I. Одна из книг, приве-зенных ею на берега Сены, – знаменитое Реймское Евангелие, на котором в течение семи веков, вплоть до Людовика XIV, присягали, вступая на престол, все французские короли.
Скорее всего, не только принцесса Анна вывезла книги отца в качестве своего приданого. Ярослава Мудрого не зря называли тестем Европы: другая его дочь Анастасия также была замужем за венгерским королем Андрашем I, а еще одна дочь Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда Сурового.
Споры же о дальнейшей судьбе знаменитой библиотеки Ярослава Мудрого не смолкают и по сей день. Существует мнение, что книги погибли в огне в декабре 1240 г., когда Киев подвергся разрушению. Другие историки склонны считать, что книги из собрания Ярослава Мудрого были распределены по монастырям и соборам, а в дальнейшем – по разным государственным и частным собраниям. Существует также версия, что библиотека не распалась по частям, а хранится, надежно спрятанная, в одном из многочисленных киевских подземелий, ожидая своего часа.
Однажды уже предпринималась попытка исследовать софийские подземелья. Весной 1916 г. неподалеку от собора провалилась почва, и это подтолкнуло археологов заняться тщательным изучением скрытого под землей. Ученые расчистили два подземных коридора вблизи обвала. В конце второго коридора был найден небольшой кусок бересты с надписью: “Аще кто найде сей ход тот найде велий клад Ярослав”. Впрочем, позже эта находка была признана мистификацией.
Остальные находки оказались весьма скромными: были обнаружены монета времен Людовика XIV, половина перламутрового крестика и сильно стертая серебряная монета Московского царства.
Вскоре раскопки были свернуты: они проводились силами солдат и прапорщиков, дисциплина которых упала. Наступали драматические для страны времена, и археологическая комиссия приняла решение прекратить дальнейшие поиски. После освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны беглый осмотр Софийского собора провели саперы. С тех пор сколько-нибудь систематических исследований собора и территории вокруг не проводилось.
Правда, в свое время известный украинский историк и археолог экс-вице-президент Национальной академии наук Украины П.П. Толочко возглавлял поисковую экспедицию, изучавшую древние киевские подземелья, т.ч. и вокруг Софии Киевской. Но библиотеки не нашел.