ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ

БИЦ имени академика Д.С.Лихачева продолжает цикл мероприятий, посвященных

юбилею Великой Победы и Году Защитника Отечества, объявленному Президентом России.

Заведующая БИЦ Ариана Поручевская рассказала читателям взрослого абонемента, собравшимся в конференц-зале, о стихотворении А.А.Вознесенского «Гойя», об истории его создания и предыстории — знакомстве поэта с творчеством испанского художника.

——————————————————————

Гойя

Я – Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог,
                    слетая на поле нагое.
Я – Горе.
Я – голос
войны, городов головни
                  на снегу сорок первого года.
Я – голод.
Я – горло
повешенной бабы, чье тело, как колокол,
                било над площадью голой…
Я – Гойя!
О, грозди
возмездья! Взвил залпом на Запад –
              я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звезды –
как гвозди.
Я – Гойя.

—————————————————————-

Изображение войны в искусстве является одним из первых сюжетов, увековеченных древними людьми. Его можно наблюдать на шумерских и древнеегипетских стелах, на древнегреческих вазах, а позже он развился в батальный жанр. Чаще всего военные действия изображались с целью показать мощь правителя какой-либо страны, или отразить событие, значимое для истории государства. Однако в начале XIX века Франсиско Гойя предложил новое видение войны, представив ее отнюдь не с благородной стороны. Художник заявил о ненависти к безграничной жестокости и разрушению, которые принесла с собой война с Наполеоном.

Франсиско Гойя — испанский художник и гравер, живший в XVIII–XIX веках. Для его работ характерна гротескность и аллегоричность. Художник открыто критиковал испанское правительство и общество. Помимо антивоенных произведений, о которых речь пойдет ниже, стоит отметить сатирическую графическую серию «Капричос», высмеивающие социальные и политические порядки, «Мрачные картины», созданные прямо на стенах дома, где жил художник, а также множество живописных портретов.

В 1808 году разгорелась война Испании и союзников с армией Наполеона, начавшаяся с Мадридского восстания. Весной 1808 года французским войскам удалось взять под арест короля Карла IV и его сына, поставив во главе Испании Жозефа Бонапарта. Это вызвало негодование местного населения, однако восстание было жестоко подавлено силами французской армии.

Ужасы войны, которые Гойя видел своими глазами, легли в основу цикла 82 гравюр «Бедствия войны», созданных в период 1810 по 1820 год. Эти офорты показывают войну с совершенно новой для искусства XIX века точки зрения.

Франсиско Гойя_Лист 1 - Мрачные предчувствия того, что должно произойти (Tristes presentimientos de lo que ha de acontecer)
Франсиско Гойя_Лист 2 - По причине или без (Con razon ó sin ella)
Франсиско Гойя_Лист 3 - Со здравым смыслом или без него (Lo mismo)
Франсиско Гойя_Лист 9 - Они не хотят (No quieren). Солдат пытается изнасиловать молодую женщину, сзади подкрадывается старуха с ножом
Франсиско Гойя_Лист 15 - Ничего не поделаешь (Y no hay remedio). Расстрел пленных.
Франсиско Гойя_Лист 18 - Хоронить и молчать (Enterrar y callar). Зверства, голод и человеческая деградация как 'удивительный цвет ярости'
Франсиско Гойя_Лист 34 - За складной нож (Por una navaja). Священника казнят за ношение ножа
Франсиско Гойя_Лист 52 - Они не успели (No llegan a tiempo). Женщины теснятся в развалинах дома, чтобы дать место третьей
Франсиско Гойя_Лист 60 - Никто не поможет (No hay quien los socorra). На холме три мёртвые женщины, их оплакивает одинокая фигура
Франсиско Гойя_Лист 71 - Против общественного блага (Contra el bien general). Крылатый демон пишет в книгу судеб
Франсиско Гойя_Лист 74 - Это хуже всего! (Esto es lo peor!). Волк пишет приказы в окружении коленопреклонных людей и помогающего ему монаха
Франсиско Гойя_Лист 79 - Правда умерла (Murió la Verdad). Лежащая женщина, аллегория Правды, или Конституции, окружена скорбящими мужчинами

Гойя не придает своим работам героического пафоса, не возвеличивает собственную страну. Для него война с Наполеоном — это не про стойкость духа и отвагу. Вместо этого художник документирует бесчеловечность, которую наблюдал вокруг себя. Он показывает смерть, пытки, бесчинство, не стесняясь подробного изображения мертвых тел и ранений. Гойя не стремится добавить драматизма с помощью такого приема, как контрастная цветовая гамма, выбирая монохромную технику. Автор позволяет зрителю самому сделать выводы и лишь добавляет к каждому офорту короткую надпись, которая в сочетании с изображением потрясает смотрящего. В центре серии гравюр стоит не судьба страны или города, а жизнь отдельных людей: солдат, мирного населения, погибающих от пуль и голода.

Известно, что впервые цикл офортов «Бедствия войны» Андрей Вознесенский увидел еще ребенком, в эвакуации. Сначала в Курган перебрались Антонина Сергеевна и Андрей Андреевич, затем к ним присоединился и Вознесенский-старший. С собой Андрей Николаевич привез банку американской тушенки и альбом Гойи.

«Я ничего об этом художнике не знал. Но в книге расстреливали партизан, мотались тела повешенных, корчилась война. Об этом же ежедневно говорил на кухне черный бумажный репродуктор. Отец с этой книгой летел через линию фронта. Все это связалось в одно страшное имя – Гойя. Гойя – так гудели эвакуационные поезда великого переселения народа. Гойя – так стонали сирены и бомбы перед нашим отъездом из Москвы, Гойя – так выли волки за деревней, Гойя – так причитала соседка, получив похоронку, Гойя… Эта музыка памяти записалась в стихи, первые м о и стихи» (А. Вознесенский. Прорабы духа, 1984). 

Стихотворение «Гойя» Вознесенский написал в 1959 году, будучи совсем молодым человеком. В стихотворении поэт соединил ужасы, увиденные на офортах испанского художника (зверства французов по отношению к испанцам, эпоха наполеоновских войн), с ужасами Великой Отечественной.

Стихотворение написано методом аллитерации — постоянного повторения одних и тех же согласных звуков. Это позволяет создавать эффект боли, страха, безысходности и грядущей мести врагу. Это новый прием в военной поэзии. Поэты-фронтовики — Александр Твардовский, Семен Гудзенко, Константин Симонов, Юлия Друнина — писали пронзительные стихи о войне, но простые для восприятия русского человека. Это стихи не перегруженные поэтическими приемами, написанные наиболее легким для русской фонетики 4-стопным ямбом. Такие стихотворения были мощным средством поддержания народного духа, вдохновляли на подвиги. Спустя десятилетия после Великой Победы настало время нового осмысления военной эпохи, время новой поэзии.

Одним из ярчайших примеров такого творчества и является короткое, гениальное творение Андрея Андреевича.