Кино в свете истории. Андрей Рублев

Жанр: драма, биография, история

Год производства: 1966

Режиссер: Андрей Тарковский

Актеры: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько

Награды и номинации: В 1969 году на Каннском кинофестивале картина получила приз международной ассоциации кинокритиков.

Вокруг второй картины Андрея Тарковского было сломано огромное количество копий. Содержание фильма «Андрей Рублев», основанного на реальных событиях, ругали все, кому не лень. Картину обвиняли в антиисторичности, мрачности и даже в “очернении” русского народа – и по этой причине она пять лет не выходила в прокат.

Дело в том, что критики воспринимали ленту как типичный байопик – фильм, основанный на реальной биографии. Для понимания сложного многофигурного полотна понадобилось время.

Кто такой Андрей Рублев

Иконописное искусство сохраняет принципиальную анонимность. Однако имя Андрея Рублева вошло в историю. Известно, что его работы очень любил преподобный Иосиф Волоцкий, также имя иконописца фигурирует во многих летописях XV века.

Андрей Рублев был не только художником, но и богословом. В его время копирование не считалось чем-то зазорным, хотя многие иконописцы нередко делали интерпретации исходного образца. Но Рублев практиковал принципиально иной подход. В его иконах мы видим не только совершенную красоту, но и интересную трактовку, которую специалисты называют “богословской смелостью”.

В частности, он написал “Троицу” принципиально иначе (в виде трех ангелов) – до него иконописцы традиционно обращались к сюжету “Гостеприимства Авраама”, где помимо небесных посланников изображали праотца Авраама и его жену Сару.

Предполагается также, что кисти Рублева принадлежат фрески, изображающие Страшный Суд. Примечательно, что в трактовке Рублева в Судном Дне нет ничего мрачного и страшного. Главное место в этой композиции занимает Христос, которого встречает Церковь. Антихристово царство представлено в виде совершенно нестрашной, а скорее мерзкой маленькой гиены, а сама фреска пронизана удивительно мирным духом.

Также считается, что Андрей Рублев – автор Спаса Звенигородского. Это предположение строится на том, что лик Христа на этой иконе написан в типично “рублевском” стиле – он не суровый, а скорее строгий и одновременно добрый. Милостив здесь и грозный победитель Денницы, архангел Михаил.

Почему он писал именно так? Специалисты, делающие разбор его работ, предполагают, что в этом был скрытый смысл: иконописец входил в плеяду учеников Сергия Радонежского. Имя преподобного связывают с исихастской традицией, в которой особый акцент был сделан на Божьей милости.

https://www.youtube.com/watch?v=zwkJ5lNStpk

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Андрей Рублев”. Картина, действие которой происходит в XV столетии, состоит из вступления и восьми новелл. Сюжет развивается на фоне страшных междоусобиц, вызванных борьбой за власть сыновей Дмитрия Донского – князей Василия и Юрия.

В первой части фильма маленькая группа изобретателей-любителей, возглавляемых Архипом и Ефимом, готовятся к запуску самодельного воздушного шара. Пускать “технику” планируют с колокольни, а испытать ее берется Ефим. Несмотря на протесты других людей, которым совершенно не нравится эта идея, шар пускают, но из него выходит весь воздух, и Ефим погибает.

Действие второй новеллы происходит в 1400 году, в Дмитровском княжестве. Трое монахов – Андрей (Рублев), Кирилл и Даниил (Данила Черный) выходят из Троице-Сергиевой Лавры и идут в Москву. Чтобы переждать сильный дождь, монахи заходят в хлев. Там дает представление язычник-скоморох. Острый и злой на язык, он высмеивает всех – от бояр до духовенства. Прибывшие княжеские дружинники задерживают его, а монахи, переждав непогоду, продолжают свой путь.

Далее нам показывают третью новеллу. 1405 год, Москва. Монах Кирилл знакомится с иконописцем-мирянином, которого называют Феофаном Греком. Пожилому мастеру предстоит расписывать дворовой великокняжеский Благовещенский собор, и он просит Кирилла помочь ему. Монах соглашается, но при этом просит Феофана пригласить его в присутствии Рублева.

Через какое-то время в Андроников монастырь, где остановились монахи, прибывает посыльный от Феофана Грека и вместо Кирилла зовет на работу Андрея. Кирилл в ярости уходит из монастыря.

Проходит год (четвертая новелла). Гуляя по лесу в компании ученика, Андрей встречает Феофана Грека и заводит философски-богословский спор о человечестве и его бедах. При этом перед мысленным взором Рублева постоянно стоят события Страстей Христовых.

В пятой новелле действие происходит в 1408 году. Находясь вместе с другими художниками на берегу реки, Андрей слышит странные звуки, доносящиеся из леса, а чуть позже видит, как жители глухой деревни празднуют древний языческий праздник – Купалу. Одна из обнаженных дев, увидев монаха, пытается соблазнить его. Он уходит, унося с собой ее образ, который, несмотря на молитву и пост, сильно смущает его. Чуть позже на язычников нападают княжеские дружинники.

В шестой новелле действие происходит во Владимире. Рублев, назначенный руководителем работ по украшению княжеского храма, конфликтует с другими художниками. Дело в том, что ему очень не хочется писать сцену Страшного Суда так, как это принято, – он уверен, что ее смысл заключается не в жутких карах для грешников, а в милости Божьей. Кроме того, он уверен, что такая фреска может попросту напугать простых людей, которые и так слишком часто оглядываются на язычество.

В глубине храма прячется местная блаженная, которую все называют Дурочкой. Чтобы успокоить испуганную девушку, Андрей решает писать не Судный день, а праздник. Чуть позже он узнает об ослеплении ремесленников, которые шли украшать собор Юрия Дмитриевича в Звенигороде.

Далее начинается вторая часть фильма. На Москву, которая уже сильно задолжала Золотой Орде, движется карательный отряд полководца Едигея. Одновременно на Владимир наступает татарский хан Талыч, которого поддерживает завидующий брату Юрий. Ордынцы разрушают посад, входят в кремль и начинают там бесчинствовать. Бесценные иконы Андрея Рублева гибнут под сапогами иноземцев и своих же предателей. Увидев, как один из них, русский воин, пытается надругаться над беззащитной Дурочкой, Андрей убивает его.

После страшного побоища в живых остаются только Андрей и Дурочка. После пережитых ужасов иконописец разочаровывается в человечестве и решает больше никогда не брать кисть в руки. В видении ему предстает уже почивший Феофан Грек, и Андрей исповедуется учителю в том, что убил единоверца. Тот просит его не бросать иконопись, а Рублев, надеясь искупить грех, начинает подвиг молчания.

С тех пор проходит еще 4 года. Андрей, все еще соблюдающий свой обет, живет в Андроникове монастыре. При храме находится и Дурочка. Даниил уходит на север, но внезапно после долгих скитаний в обитель возвращается Кирилл. Игумен, дав предварительное согласие принять его снова, налагает на него епитимью – он должен 15 раз переписать Библию…

Тем временем заезжий татарский отряд забавляется с монастырскими собаками, скармливая им лошадиное мясо. Один из татарских воинов, увидев голодные глаза Дурочки, разрешает и ей съесть кусочек. Блаженная девушка открыто восхищается красивыми доспехами ордынцев, и татарин предлагает ей уйти с ним. Та соглашается, но этому пытается воспрепятствовать Андрей, который прекрасно понимает, что будет с ней дальше. Дурочку увозят, а Рублева утешает подошедший к нему Кирилл.

В последней новелле, действие которой происходит в 1423 году, московский и владимирский великий князь Василий Дмитриевич велит отлить новый колокол. Он будет возведен на звонницу в храме в разграбленном и разрушенном Суздале.

Пытаясь отыскать колокольного мастера, слуги князя в конце концов находят юного Бориса. Мальчик – сын одного из мастеров-литейщиков. По его словам, отец перед смертью передал ему “секрет колокольной меди”. Не найдя более опытного мастера, князь поручает отлив колокола юноше. Возглавив несколько сотен артельщиков, молодой мастер в итоге выполняет сложный заказ.

Когда в установленный срок колокол поднимают на временную звонницу и тот проходит проверку качеством, Борис начинает плакать. Сквозь рыдания он признается, что никаких секретов отец ему не передавал. Андрей, бывший свидетелем испытания колокола, нарушает обет молчания и, успокоив парня, уводит его к храму – по словам мастера, он теперь будет иконы писать, а юноша – лить колокола.

Слезы Бориса объясняются просто – юноша плакал от огромного облегчения, ведь он даже не мог предположить, что у него все получится. Выполнение заказа князя было и авантюрой, и одновременно – огромным риском.

Есть и другая трактовка – он плакал от обиды на самого себя – за то, что не верил в свои силы. Вероятно, он не думал, что сможет достичь такого же уровня мастерства, как и его покойный отец. В тот момент юноша не понимал, что колокол – это душа мастера. Собственную душу каждый должен совершенствовать сам. Главная идея этой мизансцены звучит так: совершенствование мастерства через совершенствование души. Чем тише и чище душа мастера, тем красивее будет голос у колокола…

В финале мы видим несколько показанных крупным планом икон, написанных Рублевым. В самых последних кадрах идет дождь, а несколько лошадей мирно пасутся на травке.

Смысл концовки фильма «Андрей Рублев», вероятно, заключается в том, что с поднятием колокола воскресла прежняя вера Андрея. Пережив экзистенциальный кризис и многое поняв (молчание в христианстве является одним из самых высоких духовных подвигов, смысл которого заключается в постижении собственной души), он вновь обретает возможность творить.

Вообще в Рублеве Тарковский воплотил собственные взгляды и мысли на творчество и творца. Вероятно, он был уверен в том, что лучше молчать и не творить, чем быть невостребованным. Рублев замолчал после поругания святынь и заговорил только после того, как увидел Бориса. Он поразился тому, что юноша, не зная процесса, но имея огромное желание жить, стремился и творил. Знаковой мизансценой является запуск нового колокола. Это метафорический голос Андрея – голос силы единства и веры.

О смысле

В своих рецензиях на “Андрея Рублева” многие критики предполагают, что режиссер снимал кино о вражде человечества против самого себя и трудном постижении (а затем и обретении) рая. Это отчасти так, хотя суть фильма, скорее всего, заключается в обретении себя через веру в человека и Бога.

Очень многим эта длинная, плотная картина кажется тяжелой, темной, давящей. Путь преподобного Андрея Рублева показан Тарковским весьма интересно и порой неожиданно. Дело в том, что это не экранизация жития и не агиографическая картина, а скорее метафора. В частности, известно, что иконописец никого не убивал. Но мизансцена лишения жизни осатаневшего мародера с целью защиты невинного существа (чуть позже она будет отзеркалена той же Дурочкой, ради которой пролилась христианская кровь) удачно ложится на всю концепцию кинокартины. Ведь Дурочка оказалась форменной дурочкой. Польстившись на татарские “цацки”, она за кусок конины продала и саму себя, и свою веру. И все это произошло на глазах у Андрея, который еще больше убедился, что люди – отвратительные, неблагодарные скоты…


Не менее вольно режиссер рассказывает о Руси. По Европе смелой поступью идет эпоха Ренессанса. Там художники уже рисуют обнаженное человеческое тело, появляются и широко распространяются идеи гуманизма. Русь этого времени все еще погружена в дикое средневековье. Вроде бы христианская, она то и дело норовит убежать в лес, да поплясать в голом виде перед костром… Впрочем, не так страшны язычники, как христиане.

Здесь они, в лучших традициях “инквизиторских рейдов” Изабеллы и Фердинанда, преследуют инакомыслящих. Костры не пылают, но головы летят – будь здоров… Здесь правит страх. С древних черных икон недобро смотрят святые, которые способны напугать почище, чем черти. Со страниц Священного Писания в людей, точно стрелы, летят слова об аде, Страшном Суде и вечных муках. Русь раскалывается не только от краеугольных столкновений язычества и христианства, но и от регулярных набегов ордынцев и от междоусобной войны, устроенной братьями-князьями.

И все-таки это только фон (есть предположение, что “варварскую Русь” Тарковский в своей картине изобразил для сравнения с большевистской Россией, но сам мастер это опроверг) для раскрытия центрального образа иконописца.

“Андрей Рублев” условно разделен на восемь глав, действия которых последовательно растянулись от 1400 до 1423 года. В прологе мы видим совершенно фантастическую сцену с полетом человека на воздушном шаре. Не нужно искать в ней историчность, поскольку это яркая метафора. Здесь в первую очередь можно увидеть непреодолимое желание человека воспарить над своей реальностью, временем и окружающими обстоятельствами.  Это своеобразная попытка освободиться от оков опостылевшей действительности. Освободиться-то можно, вот только цена слишком велика…

Андрей Рублев – не просто человек своего времени. Перенеся радости и горести, свершения, разочарования и потери, он в итоге становится одним из лучших людей эпохи. Он не хочет пугать людей и поэтому пишет не Страшный Суд, а праздник. Он словно предчувствует, что пройдет еще немного времени – и репетиция Судного дня в виде нападения ордынцев и предавших свою веру и отечество манкуртов не заставит себя ждать…

Рублев – исихаст. Он спорит со старой христианской школой и считает, что людей не нужно пугать муками Страшного Суда – многие богословы уверены, что “в страхе нет веры”. Результатом запугивания является только звериный страх. На фоне дремучего невежества он обычно принимает чудовищные, кошмарные формы…

Иконописец, тяжело переживающий смуту, не приветствующий расправы над язычниками, хочет показать таким людям, что христианство – это учение о любви, и его не нужно бояться. Бог – не карающий судья, а милосердный, любящий отец, который и на Страшном Суде будет искать, как бы оправдать человека, а не погубить на веки вечные его душу.

Именно эта философия помогает иконописцу сформировать свою неповторимую художественную эстетику. На его иконах, которые демонстрируются нам в цвете в самом конце фильма, нет ни мук, ни страха, а его Троица – это аллегория единения и всепоглощающей неземной любви.

В картине Тарковского вообще поднимается немало гуманитарных вопросов. В отличие от большинства своих соотечественников, застрявших в средневековье, Андрей – не только дитя своего времени, он еще и человек ренессанса, человек будущего. Одновременно он творец. Испытав сильнейшее эмоциональное потрясение, пережив кризис, он вдруг приходит к простой мысли: человек – сам кузнец своего счастья.

Судя по тому, что ему довелось увидеть, сложно, на самом деле, остаться прежним, с непоколебимыми устоями и железной уверенностью в том, что все идет как надо. Зрители, увидевшие режиссерскую версию фильма, уверены, что режиссер нас еще пожалел – в итоговый вариант не вошло много жутких сцен. По всей видимости, у Тарковского не было желания смаковать все эти ужасы. Он просто хотел провести зрителя через созерцание страшной мерзости человеческой к высотам духа – смирению, любви и внутренней тишине.

В финальных сценах умудренный опытом Андрей Рублев тихо смотрит на людей: ему кажется, что он уже все понял и смирился с этим. И вдруг появляется юный Борис. Полный отчаяния молодой мастер берется за сложнейший заказ. Иначе нельзя, иначе – смерть. Однако новый колокол поет о жизни, и из глаз юноши градом льются слезы. Он плачет и за себя, и за Андрея, который утешает его.

Через это иконописец вдруг вновь обретает дар речи – а вместе с тем и дар письма, и дар любви. А все потому, что в этом мальчике, который всего себя отдал общему делу, он вдруг узнал себя раннего, наивного, доверчивого, но одновременно – страстного и полного огня.  Опыт разделяет их обоих и помощь, которая так нужна юноше, в итоге изливается из сердца старого мастера. Они оба полностью, тотально принимают себя, признают себя такими, какие они есть. В этот момент обрывается нарратив, завершаясь долгим, почти десятиминутным созерцанием икон Рублева. В этом есть особый смысл: история мастера завершается в наивысший момент его духовного пути, когда он сдается, смиряется, берет свой крест и, следуя за Христом, принимает не только себя, но и все человечество с его пороками и страстями.

С другой стороны, впечатления от картины Тарковского похожи на ощущения, вызванные тяжелым сновидением. Вроде бы, человек уже полностью проснулся и занимается повседневными делами, но сон гнетет, и хочется его понять, разгадать – как будто от этого зависит что то самое важное в жизни, что обязательно надо не забыть и успеть сделать.

Студенты РЖД техникума приняли живое участие в обсуждении знаковой картины российского кинематографа.