Много милого и простого
Есть у города Ростова,
Два проспекта «пути пройденного»-
Ворошилова и Буденного.
Неспокойная и бедовая,
Днем и ночью шумит Садовая,
Переулки стоят тихи,
В них читают весь день стихи,
И поэтому только судя-
Симпатичные это люди.
(Михаил Светлов)
Столица Ростовской области отмечает 275-летие. Имена писателей и других деятелей культуры и науки стали появляться на плане города во второй половине XIX века. В начале ХХ века Ростов-на-Дону становится центром культурной жизни. Во-первых, через него, как через «ворота на Кавказ», поэты и писатели держат свой путь «на воды», во-вторых, сюда целенаправленно приезжают выступать, в-третьих, имена некоторых известных литераторов биографически связаны с городом.
Владимир Маяковский — Зал Дома печати (пр. Ворошиловский, 20), Театр Красной Армии (ул. Серафимовича, 88)
Впервые Владимир Маяковский посетил Ростов еще в 1914 году, с тех пор продолжил сюда приезжать — целых тринадцать раз. Вот и 7 февраля 1926 года знаменитый футурист выступает перед писателями и поэтами Донского края. В зале Дома печати на углу Суворова и Ворошиловского нет свободных мест — наполнен под завязку. В 1950 году на фасаде здания даже установят мемориальную доску об этом событии. После войны здесь откроют гостиницу «Южная». На первом этаже разместится кукольный театр.
Последнее выступление Маяковского в Ростове-на-Дону прошло вечером 23 ноября 1927 года в здании Театра Красной Армии — старом здании ростовского театра музыкальной комедии, где до революции находился Клуб приказчиков. После революции здесь последовательно размещались клуб Табачников, профсоюзная школа и Театр Красной Армии, в котором и выступал поэт.
Сергей Есенин — Клуб «Колизей» (ул. Большая Садовая, 71)
В те же самые годы, когда Ростов принимал (или точнее, не принимал) Маяковского, здесь был триумфально встречен Сергей Есенин, которому устроили настоящую демонстрацию. Его вынесли на руках прямо на Садовую из клуба «Колизей», в котором он выступал (бывший кинотеатр «Буревестник», сейчас «Центр общественных связей и коммуникационных технологий ЮФУ»). Во время чтения стихов в переполненном зале все держали в поднятых руках зажжённые спички, зажигалки, бенгальские огни, как это делают на современных рок-концертах.
Велимир Хлебников — Подвал поэтов (пер. Газетный, 46)
Еще одно легендарное поэтическое место в Ростове-на-Дону — «Подвал поэтов» на Газетном, где, якобы, в 20-е годы прошлого столетия выступали и Хлебников, и Есенин, и Маяковский.
Само строение было возведено в середине XIX века. Сначала одноэтажное, впоследствии оно подросло еще на два этажа. В нем располагался доходный дом с магазинами и отделением банка, в подвале было устроено кафе, где на малюсенькой сцене выступали поэты-ничевоки — сам Велимир Хлебников, а также проходили спектакли по его пьесе «Ошибка смерти».
Впрочем, краеведы склонны оспаривать эту версию, обоснованно утверждая, что та самая столовая-эстрада располагалась здесь: «…полуподвал на углу Садовой улицы и Таганрогского проспекта под самым высоким зданием в Ростове, принадлежащим галошной фирме «Проводник»» — нынешний ЦУМ. Но некоторым ростовчанам уж очень хочется, чтобы поэты собирались по тогдашнему адресу: переулок Казанский, 40 (нынче Газетный, 46), и непременно в том самом подвале, где после Великой Отечественной устроили самый большой в городе общественный туалет.
Осип Мандельштам — Семашко, 38
Зимой 1922 года в Ростов-на-Дону приехал Мандельштам. Планировалось, что он выступит в здании консерватории, но зал оказался занят. Арендовали помещение на проспекте Семашко, 38. Поставили деревянные скамьи, построили помост, над которым висел синий плюшевый занавес. Осип Эмильевич вышел на эстраду в белой рубашке и, немного приподнимаясь на носках, начал читать стихи. На вырученные деньги на складе Центросоюза он купил шубу и по этому поводу написал рассказ. Ростов был охарактеризовал им как «старый русский митрополичий город».
Николай Гумилев — Театральная мастерская (ул. Большая Садовая, 25)
В годы Гражданской войны, в начале лета 1920 года, через Ростов проезжал Гумилев и возле вокзала увидел на афишной тумбе название своей пьесы «Гондла», проходившей в «Театральной мастерской». Здание, где она располагалась, известно как Дом Черновой. По легенде, это была одна из блестящих красавиц Ростова, и особняк — подарок ее поклонника, богатого ростовского купца. Дом Черновой до сих пор остается одним из красивейших старых зданий в городе. Поэт заехал туда и даже пригласил театр на гастроли в Санкт-Петербург, но, когда ростовчане приехали, Гумилева, обвиненного в участии в контрреволюционном заговоре, уже не было в живых. Некоторые студийцы стали потом знаменитыми. Например, Антон и Евгений Шварцы, впоследствии чтец и драматург соответственно.
В БИЦ имени академика Д.С. Лихачёва прошло мероприятие «Прогулка по Ростову». В ходе мероприятия присутствующим было рассказано об исторических местах города Ростова-на-Дону связанных, с культурной жизнью города в начале ХХ века, о посещении города Маяковским В., Есениным С., Хлебниковым В., Мандельштамом О., Гумилевым Н..