Известные люди Дона

Донской край – край замечательных людей, которые своим повседневным трудом украшали родную землю. Немало среди них и тех, кто прославил наш край на всю страну и на весь мир. Здесь родились многие люди, внесшие большой вклад в сокровищницу не только российской, но и мировой культуры.
Были у нас и другие легендарные землячки. Ещё полвека назад их имена не сходили с газетных полос: их ставили в пример, на них равнялись. Речь о Героях Социалистического Труда. Донской край – это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые. Но главное наше богатство – люди. Сегодня самое время вспомнить о некоторых из них.

Званий у Раисы Фёдоровны Горожаевой было столько, что перечисляя их, она сбивалась: Герой Социалистического Труда, кавалер трёх орденов Ленина, ордена Октябрьской революции, лауреат Государственной премии СССР.
В 1943 году в 14 лет Раиса вошла в полеводческую бригаду в совхозе Золотарёвском Семикаракорского района. Училась управлять трактором у бывшего фронтовика и орденоносца Ивана Васюкова. Работала за стакан муки и горсть найденных в земле прошлогодних орехов. На поле она и повзрослела, во время уборки хлеба познакомилась с будущим мужем. Смеясь, вспоминала, как беременной удобно было ремонтировать трактор: «Под машину залезешь, живот в поддон упирается, придерживает, а руки гайки крутят».
В 1956 году за доблестный труд Раису Горожаеву выбрали звеньевой кукурузоводческого звена родного совхоза. Пробовала землю на вкус, по солоноватости могла определить состав почвы и собирала заоблачные урожаи — от 80 до 110 центнеров с гектара. И в 1973 году, получив высокое звание Героя Соцтруда, она стала входить в большие кабинеты. Решала вопросы совхоза, а для себя ничего не просила: так и прожила всю жизнь в хатке-мазанке и только уже ближе к старости переехала в дом с газом.

Филармония, Дворец культуры «Ростсельмаша», гостиница «Интурист», универмаг «Детский мир», а также десятки школ, детсадов и сотни обычных жилых домов в Ростове, что общего между всеми этими зданиями? Их отделывала бригада Валентины Иосифовны Жуковец, лучшего маляра СССР в 1970-х. После школы хрупкая и невысокая Валя мечтала стать врачом, но серьёзно заболела мама — пришлось идти туда, где хорошо платили, на стройку. Валя восстанавливала разрушенный после войны Ростов: работала на строительстве первых микрорайонов в ЗЖМ. Тогда там ещё было чистое поле, и после дождя, когда вся стройка увязала в грязи, девушки-малярши шли на работу без сапог, за что получили название «босоногая бригада».
«Она точна в своих движениях как хирург. Инструмент в её руках поёт, словно скрипка великого маэстро», — написал много лет назад о Жуковец иностранный журнал.

Одна из самых заслуженных женщин Ростовской области – Нина Васильевна Переверзева.
Полвека назад имя комбайнёра Нины Васильевны Переверзевой ассоциировалось с хлебом. В 1973-м она поставила рекорд по обмолоту зерна, получила звание Героя Социалистического Труда. О первых уроках на комбайне она вспоминала так: «Хлеб я мечтала убирать всегда, мы после войны красивой жизни не видели, и я сама по себе такая — нравятся мне большие машины. Но как села первый раз в кабину, где какой рычаг, не могу вспомнить! Мамочки, что делать, опозорюсь! Так я взяла разноцветные ленточки, повязала их бантиками на рычаги и так первое время различала, где какой. Муж увидел, уж так смеялся. Говорит: «У тебя, Нина, не комбайн, а кукольный театр». Вскоре у Нины появилась своя бригада — собирали зерна столько, что мужики завидовали и распускали слухи, будто у Переверзевой какие-то особенные комбайны. Один сосед даже засел ночью в засаду, чтобы вывести девушек на чистую воду, но секрет оказался прост — бригада работала даже по ночам.

Торты Антонины Ивановны Татаровой стали символом Ростова.
В 70-80-е годы знатным гостинцем из Ростова-на-Дону стали не только лещи и раки, но и торты: «Янтарь», «Ростов вечерний», «Яблочко», «Колос», «Донской сувенир» и много-много других. Торты эти придумала Антонина Ивановны Татарова, в народе они так и назывались «торты Татаровой», ни с чем их было не спутать. Печь Тоня любила всегда и часто вспоминала, как в холодном 1943-м протянула идущему по Ростову красноармейцу пышки из картофельной кожуры. Он принял угощение с благодарностью и сказал: «Ничего, будет ещё у нас хлеб из белой пшеницы».
В 1971 году за «выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию пищевой промышленности», Антонина Татарова была удостоена высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и молот». За 38 лет в кондитерском цеху Антонина Ивановна сделала 72 тысячи тортов, не считая особенных, выставочных. Таким был торт «Дружба» — 15 составных частей, символизирующих союзные республики, а в центре — пятиконечная звезда.

В 1936 г. Григоренко Надежда Ивановна пришла на шахту им. ХХ лет РККА. Сначала работала на поверхности: выбирала породу, а затем стала коногоном — возила под землей уголь на лошадях. В годы Великой Отечественной войны пошла в забой. Работала навалоотбойщицей, показывая пример героического и самоотверженного труда. За 12-часовую смену накидывала вручную 30 т угля при плане 3,2 т. Это была поистине немыслимая нагрузка, перенести которую мог далеко не каждый мужчина. После войны продолжала трудиться на шахте бригадиром откатчиков.
7 марта 1960 г. в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность бригадиру откатчиков шахты им. ХХ лет РККА треста «Шахтантрацит» Надежде Ивановне Григоренко было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Награждена также орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За восстановление Донбасса» и знаком «Шахтерская слава».
В 2000 г. решением городской Думы ей было присвоено звание «Почетный гражданин города Шахты».

Несмотря на то, что мы сегодня говорим в основном о людях труда, невозможно обойти вниманием и не сказать хотя бы несколько слов об еще одной нашей землячке, которую в нашей стране многие годы знают все, от мала до велика. И это не преувеличение. Это несравненная Фаина Раневская (Фанни Гиршевна Фельдман родилась в Таганроге 27 (15 по старому стилю) августа 1896 года).
Впервые Фаина Георгиевна снялась в кино лишь в 38 лет. И популярность ее росла, как снежный ком, что тревожило — и даже пугало актрису, которая боялась лишний раз выйти на улицу. Более всего раздражало ее фраза «Муля, не нервируй меня», которую ей бросали вслед.

Не менее обаятельной и запоминающейся стала Раневская в сказке «Золушка», а популярность немого кино «Пышка», ставшего ее кинодебютом, даже вышла за пределы страны. Всего актриса сыграла около 30-ти ролей в кино, из которых лишь одна стала главной – это была картина «Мечта». Яркие изречения Фаины Георгиевны Раневской до сих живут в народе, и о «королеве второго плана» нередко вспоминают не только, как об умной женщине, умевшей зажечь сердца колкой фразой, но и как о сильной личности. Раневская – одна из тех немногих, кто умудрялся сделать эпизодическую роль главной, возвысить фильм до шедевра, просто появившись в кадре.

• «Я возьму с собой «Идиота», чтобы не скучать в троллейбусе» («Весна»)
• «Скорая помощь. Помощь скорая. Лев Маргаритович. Маргарит Львович» («Весна»)
• «Красота — это страшная сила!» («Весна»)
• «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде» («Золушка»)
• «Я буду жаловаться королю! Я буду жаловаться на короля!» («Золушка»)
• «Крошки мои, за мной!» («Золушка»)
• «Траля-ля-ля, а я сошла с ума. Ах, какая досада…» («Малыш и Карлсон»)
• «Муля, не нервируй меня!» («Подкидыш»)
Все эти фразы уходили в народ, что ужасно раздражало саму Фаину Георгиевну.

«Малыш и Карлсон» — один из самых популярных мультиков в отечественной истории. Благодаря искренним и забавным героям, к которым невозможно оставаться равнодушными, он завоевал любовь зрителей по всей стране.
Многие профессиональные мультипликаторы неоднократно говорили о том, что важнейшее значение в мультиках имеют не только поведение персонажа и его внешний вид, но и озвучка. Абсолютному большинству наверняка знаком голос Василия Ливанова, озвучившего Карлсона. Однако картина примечательна не только этим. Легендарная актриса театра и кино Фаина Раневская совершила невозможное: благодаря гениальной озвучке она влюбила миллионы людей в на первый взгляд противного и на сто процентов негативного персонажа — сварливую домоправительницу Фрекен Бок. Причем ни до этого мультика, ни после него, она не занималась озвучкой.
Мало кто знает, что поначалу Раневская наотрез отказывалась принимать участие в этом проекте. Все из-за внешнего вида Фрекен Бок. Дело в том, что художник мультфильма Анатолий Савченко, пытаясь угодить артистке с непростым характером, постарался срисовать образ Фрекен Бок с самой Раневской. И именно это не понравилось народной артистке СССР. Мощный бюст, длинный нос в совокупности с тонкими ногами и руками категорически не устраивали Фаину. Тогда она поставила перед режиссером Борисом Степанцевым ультиматум: либо они полностью перерисовывают Фрекен Бок, либо она отказывается от работы.
Разумеется, для съемочной группы такая позиция Раневской стала большой проблемой. Поскольку эскиз персонажей уже был утвержден художественным советом «Союзмультфильма» и вносить в него даже мельчайшие правки было категорически запрещено. Но в конце концов актрису удалось уговорить.
После положительного ответа актрисы режиссер и съемочная группа облегченно выдохнули. Тогда они еще не подозревали, что впереди их ждут еще более серьезные испытания. В процессе работы своенравная Раневская постоянно спорила с создателями мультфильма и на ходу исправляла сценарий, иногда выдавая чистейшую импровизацию вместо заготовленной реплики. Например, фраза «траля-ля-ля, а я сошла с ума» появилась в голове известной актрисы уже в процессе озвучки.


Факты, о которых не все знают…
• Актриса не очень любила, когда ее окликали репликой «Муля, не нервируй меня!», которую ее героиня произносит в фильме «Подкидыш». Однажды Раневскую этой фразой поприветствовал Брежнев на вручении ей ордена Ленина. Она ответила: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются или мальчишки, или хулиганы». «Простите, но я вас очень люблю», — ответил генсек.
• Актриса была талантлива не только в игре на сцене, но и в рисовании пейзажей и натюрмортов, которые она ласково называла, рисуя очередной этюд или портрет — «натур и морды».
• В фильме «Весна» Григория Александрова она сыграла экономку Маргариту Львовну. Изначально в сценарии был один эпизод, где экономка подает завтрак. Александров сказал Фаине Георгиевне: «Придумайте себе роль». Она воспользовалась этим полностью, и получился фильм, который вряд ли бы прозвучал так, как звучит сейчас, если бы не Раневская.
• Раневская никогда не стыдилась своего возраста и была убежденной вегетарианкой (есть мясо, «которое любило и смотрело» актриса была не в силах).
• В роли мачехи, которую Раневская сыграла в «Золушке», Шварц предоставил ей полную свободу – актриса могла по собственному желанию менять реплики и даже свое поведение в кадре.
• Близкие друзья обращались к актрисе не иначе, как Фуфа Великолепная.
• Самый известный образ Раневской – Манька в «Шторме» В. Билль-Белоцерковского. Это была легендарная роль в спектакле – совсем крошечная, но вся публика ходила только на Фаину Георгиевну. И когда этот эпизод кончался, многие уходили со спектакля. Это, конечно, вызывало огромные возмущения режиссера, и он даже сказал ей однажды: «Фаина Георгиевна, мне придется снять вас с роли». «Почему?» — удивилась Раневская. «Потому что все ходят только на вас». «Если так надо, я буду играть хуже», — парировала актриса.

Несмотря на достижения в кинокарьере и интеллектуальный блеск, Раневская сильно мучилась жгучей самокритикой: неуверенность в себе поедала ее изнутри. Вместе с одиночеством, от которого актриса страдала не менее сильно. Ни мужа, ни детишек: обаятельнейшая актриса оставалась одинокой, продолжая считать себя «гадким утенком». Редкие увлечения Раневской не приводили к серьезным романам или замужеству. В целом, семейная жизнь не сложилась, и единственной любовью Раневской в старости стал бездомный пес Мальчик – именно ему она подарила всю свою заботу и любовь. Однажды у Раневской спросили:
— Вы счастливый человек? У вас столько поклонников, такая популярность.
— Разве в этом счастье? – ответила она. – Счастье – это когда ты нужна, а когда кроме Мальчика в тебе никто не нуждается, разве это может быть счастьем?
Мальчик – кличка собаки Раневской, которую она подобрала на улице и выходила.

Отдавшая всю свою жизнь театру и кино, актриса играла на сцене до 86-ти лет, когда она сыграла свой последний спектакль — и объявила всем, что больше не в силах «симулировать здоровье» по причине сильных болей.
Сердце актрисы остановилось 19 июля 1984-го года после проигранной борьбы с пневмонией.

В БИЦ имени академика Д.С. Лихачева 05.06.2024 прошло мероприятие ко Дню города Ростова-на-Дону «Известные люди Дона». Ведущий библиотекарь Погребняк Галина Николаевна рассказала о людях, которых мы стали забывать, но именно их руками закладывалась основа нашего нынешнего благополучия.