«Печки-лавочки»

25 июля – 95 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), советского писателя, актера, сценариста, кинорежиссера.

Сегодня Василий Шукшин известен как писатель, который при жизни опубликовал пять сборников рассказов и два романа, как актер, который сыграл более двадцати ролей и как режиссер, который снял шесть авторских фильмов.

До поступления во ВГИК Шукшин успел сменить несколько профессий: был слесарем, моряком, учителем и директором школы. Свои первые рассказы он начал создавать ещё в армии, а печатать — в студенческие годы.

Известность Шукшину принесли книги о малой родине — Алтайском крае — и фильмы по собственным сценариям, среди которых у советских зрителей были особенно популярны «Калина красная» и «Печки-лавочки». Об одном из них мы сегодня и поговорим.

За лирическую комедию режиссёр Василий Шукшин взялся после того, как ему запретили экранизировать собственный роман «Я пришёл дать вам волю» о Степане Разине и сказали снять фильм на современную тему. Свой выбор он остановил на «Печках-лавочках» — этот сценарий он отдал на киностудию ещё лет пять назад и с тех пор он лежал там без движения. Он надеялся, что после фильма о паре колхозников, впервые отправившихся на курорт, он получит разрешение на историческую драму.

Кадр из фильма «Печки-лавочки»

Режиссёр не сомневался, что главную роль в фильме сыграет Леонид Куравлёв. Актёр прославился после работы в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень», потом снялся у него в фильме «Ваш сын и брат», и режиссёр планировать снимать Куравлёва и дальше. Весь основной состав был укомплектован и оставалось дело за главным героем. И тут Шукшина ждал неприятный сюрприз. Его любимый актёр к новой совместной работе интереса не проявил. Он пришёл на пробы, но даже не скрывал, что только ради того, чтобы не обидеть режиссёра. «Я же вижу, материал для него малахольный. Робинзона Крузо, Шелленберга играть хочет… Он уже звезда, выпорхнул Лёня…» — горевал Шукшин.

Сниматься сам Шукшин очень не хотел — он ждал, когда будет возможность сыграть Степана Разина, а перед такой ролью все остальные меркли, тем более, что быть актёром ему надоело… Но времени на поиски главного героя не оставалось. Кроме того, сначала Шукшин хотел взять себе в партнёрши Нонну Мордюкову. Василий Макарович размышлял: “Может, Нонну Мордюкову уговорю, и я с ней в паре попробую. Если ей одеяло на себя не давать тащить… Мой скелет с ее телом – убедительная ячейка семейная?!” Немного поразмыслив, Шукшин всё же пришел к выводу, что звезда фильма «Молодая гвардия» перетянет все внимание на себя и в результате он сделал фильм «семейным подрядом»: главную роль сыграл сам, Нюру — его жена Лидия, а детей — их дочери Ольга и Мария.

Кадр из фильма «Печки-лавочки»

Снимать Шукшин решил на родном Алтае. Киностудия не хотела отправлять съёмочную группу так далеко, когда нужную сельскую фактуру можно было найти гораздо ближе, но режиссёр был непреклонен — или там, или нигде. Тогда на Алтай их отпустили, но из соображений экономии дали самую старую технику, которая регулярно выходила из строя. Снимали в деревне Шульгин Лог, которая была недалеко от шукшинской деревни Сростки. В свою деревню режиссёр съёмочную группу везти категорически отказывался: «Не хочу мозолить глаза землячкам. Пересуды. Корысть людская. Не будь того, в Сростках бы и снимали». Но всё же без пересудов не обошлось. Местные жители говорили, что даже у помещика не может быть столько техники и людей — значит, «Васька» очень богатый стал. Слухи о небывалом богатстве Шукшина приводили к тому, что у него постоянно пытались занять денег.

Кадры из фильма «Печки-лавочки»

Во время съемок на Шукшина сыпалось огромное количество критики от сельских жителей и членов алтайского крайкома партии. Его обвиняли в искаженном показе деревенской жизни — люди хотели, чтобы Шукшин снимал их тяжкий труд, а увидели только съемки плясок и застольев. Не нравилась им и сюжетная канва: какая путевка на море в разгар полевых работ? На режиссера даже писали жалобы в Госкино и даже в ЦК партии, а родной дядя Шукшина, который был председателем колхоза, сказал, что главный герой фильма уже давно «вчерашний день».

Безобидные «Печки-лавочки» оказались для Шукшина самым трудным фильмом — по заключению худсовета две трети готового фильма надо было просто вычеркнуть. Режиссёр сражался за каждую правку, и процесс затянулся почти на год. Были убраны почти все фольклорные выражения главных героев и намёки на деревенское пьянство, вырезан один из колоритных персонажей «из народа», пересняты титры и переделан финал.

Кадры из фильма «Печки-лавочки»

«Печки-лавочки» получили третью прокатную категорию — минимум копий, минимум афиш и показ только в окраинных кинотеатрах. Но вот тем, кто фильм все-таки увидел, путешествие наивных сельских жителей по большой России понравилось! И самому Шукшину выстраданные «Печки…» нравились — некоторые сцены он считал своим режиссёрским достижением. Спустя 30 с лишним лет финальная сцена, изначально вырезанная из прокатной версии и вставленная в фильм лишь после смерти Василия Шукшина, стала основой памятника писателю и режиссёру — босой Василий Шукшин сидит на горе Пикет и смотрит вниз на родное село Сростки…

Сростки. Памятник В. М. Шукшину на горе Пикет.

Финальная сцена фильма «Печки-лавочки».

95-ой годовщине со дня рождения Василия Макаровича Шукшина было посвящено заседание литературно-музыкального салона «Элегия» — клубного формирования при библиотечно-информационном центре имени академика Д.С. Лихачёва. Киновечер «Печки-лавочки» включал большую программу: 1) рассказ ведущего библиотекаря Галины Николаевны Погребняк о творческом и жизненном пути писателя, о создании и прокатной судьбе самого, пожалуй, доброго и светлого фильма Шукшина; 2) турнир по русским шашкам, проведенный мастером спорта России, вице-президентом областной федерации русских шашек Юрием Николаевичем Буяниным; 3) просмотр кинофильма «Печки-лавочки» на большом интерактивном экране.