Приветствуем Вас на Вечере памяти, посвященному 100-летию со дня рождения советского, российского режиссёра, сценариста — Леонида Гайдая.
БИОГРАФИЯ ЛЕОНИДА ГАЙДАЯ
Леонид Гайдай – советский режиссер, сценарист и актер, народный артист Советского Союза. Гений комедии, чьи фильмы и сегодня с удовольствием смотрят, а цитаты из них передаются из уст в уста. На фото: Леонид Гайдай «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» была удостоена приза «Серебряный дракон Вавеля» на международном фестивале в Кракове. За время проката комедий Гайдая в СССР их посмотрело более трехсот миллионов человек.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ: СВОБОДНЫЙ – ЧИТА – ГЛАЗКОВО
Леонид родился в 1923 году в городе Свободный Амурской губернии. Помимо него в семье железнодорожных рабочих Иова Гайдая и Марии Любимовой было еще двое детей — Августа и Александр. Леонид Гайдай в детстве (на фото с братом и сестрой) Отец Гайдая, Иов Исидорович, родился в украинском селе Ореховщина. Крестьянин с тремя классами образования взял на себя вину своего друга, который сжег дом богачей, и в 1908 году был приговорен к каторжным работам на строительстве Амурской железной дороги. С мамой Леонида он познакомился благодаря еще одному каторжанину из Рязанской губернии — она была сестрой его нового товарища. Пока Иов отбывал наказание, он переписывался с Марией, и в вскоре у них возникли друг к другу теплые чувства. После ссылки он остался работать старшим экономистом на Восточно-Сибирской железной дороге. Мария однажды приехала к нему, да так и осталась. После этого влюбленные поженились. Уже после рождения Лени большая семья решила перебраться сначала в Читу, а затем обосновалась в предместье Иркутска — Глазково.
В дошкольном возрасте любимым занятием Леонида было «партизанское» посещение местного кинотеатра, где он заворожённо смотрел фильмы с Чарли Чаплином. Как только заканчивался один сеанс, Леня прятался под сиденьем, дожидаясь следующего.
В 7 лет Гайдай пошел учиться в железнодорожную школу №42. Леонид слыл задирой, хоть и хорошо учился. Также мальчику нравилось читать — он любил Владимира Маяковского, знал его стихи наизусть, выступал с ними со сцены и однажды даже стал победителем конкурса чтецов. В кружке художественной самодеятельности он также научился играть на балалайке.
ВОЙНА
Первый военный год стал для Гайдая стал выпускным. Юноша вместе с одноклассниками пришел в военкомат проситься на фронт, однако Леониду, как и его друзьям, отказали из-за несоответствия призывному возрасту. В течение года после окончания школы он работал разнорабочим в Иркутском театре. Также, Гайдай успевал смотрел спектакли, изучая драматургию, и одновременно с этим проходить обучение в театральной студии клуба железнодорожников. В некоторых постановках театра ему даже удалось поучаствовать, например, в «Свадьбе» и «Медведе» по произведениям Антона Чехова.
Зимой 1942 года Гайдая призвали в армию. В первое время он проходил службу в Монголии, где в его обязанности входило объезжать лошадей и ухаживать за ними. Исправно выполняя долг, юноша все равно рвался участвовать в боевых действиях, поэтому вскоре его отправили на Калининский фронт. Знаменитый режиссер нередко вспоминал, как это происходило: Когда приехали отбирать в действующую армию пополнение, на каждый вопрос военкома отвечал: «Я!». «Кто в артиллерию?» «Я!», «В разведку?» «Я!», «В кавалерию?» «Я!». Офицер, не выдержав, закричал: «Да подождите вы, Гайдай. Дайте мне огласить весь список!» Много лет спустя похожий эпизод появился знаменитой в «Операции Ы» Леонида Гайдая (новелла про стройку).
Спустя год службы Гайдая перевели в пешую разведку. Он сразу же проявил себя в бою под псковской деревней Енкино, закидав гранатами вражеский дот и уничтожив всех, кто там находился. За эти действия он был представлен к медали «За боевые заслуги». На следующий год, участвуя в Великолукской боевой операции, Гайдай подорвался на фашистской мине.
В госпитале Леонид пробыл более шести месяцев, всеми силами пытаясь сохранить ногу, которую не позволил врачам ампутировать. В результате Гайдай перенес пять хирургических операций, а последствия того ранения сопровождали Леонида всю оставшуюся жизнь. Со второй группой инвалидности был комиссован и вернулся в Иркутск, где стал учиться актерскому мастерству в театральной студии при драмтеатре.
ТЕАТР И ПЕРВЫЕ ФИЛЬМЫ
По окончании учебы фронтовика Гайдая приняли в местную труппу. Первые его роли ограничивались знаменитым «кушать подано», но вскоре его ввели в постановку «Молодой гвардии» по роману Александра Фадеева. После блестящего исполнения роли Ивана Земнухова о Гайдае заговорила местная пресса.
Однако, несмотря на успех, начинающий актер понимал, что на его фактуру ролей наберется немного, поэтому решил развиваться в режиссуре. Именно в Иркутском драмтеатре, его альма-матер, состоялся первый режиссерский опыт Гайдая — Леонид поставил сцену с дракой в спектакле «Госпожа министерша». Леонид вспоминал, как эта работа повлияла на его дальнейшую карьеру: Решил учиться этому делу, поехал в Москву поступать в ГИТИС.
«О кино я тогда почти не думал. Но случилось так, что ГИТИС для меня оказался недоступен из-за уже наработанной актерской школы. А я уже из театра уволился… Ну, думаю, была не была – пойду в кино. Сдал экзамены во ВГИК. И не пожалел. Кино, я уверен, интереснее театра, впрочем, это мнение я никому не навязываю.»
Во ВГИК Леонид Гайдай поступил в 1949 году. По воспоминаниям, студент-фронтовик отличался от своих сокурсников не только актерским талантом, но и какой-то особенной внутренней сосредоточенностью. Еще во время учебы Гайдай начал работать режиссером-практикантом у своего учителя Бориса Барнета. У него же состоялся актерский дебют Гайдая в кинофильме «Ляна», где ему досталась роль Алексея.
По окончании ВГИКа, в 1955 году, Гайдай стал режиссером «Мосфильма» и снял совместно с Валентином Невзоровым первую картину «Долгий путь» по мотивам рассказов Владимира Короленко. Увидев эту работу, знаменитый режиссер Михаил Ромм посоветовал Леониду заняться комедийным жанром.
Через год Гайдай приступил к съемкам сатирической комедии «Жених с того света» (1958), где впервые познакомился с Ростиславом Пляттом и Георгием Вициным, которого позднее будет снимать практически во всех своих фильмах. Картина была жестко раскритикована представителями министерства культуры и сокращена почти наполовину – в ней осталось 48 минут хронометража. Все из-за того, что фильм нещадно высмеивал советский бюрократизм – главный герой пытается доказать, что умер не он, а человек, укравший его бумажник, но доказать чиновникам свое существование у него не получается.
Режиссеру перестали давать сценарии для съемок, но тут на его защиту встал режиссер и лауреат шести Сталинских премий Иван Пырьев, которому Гайдай очень нравился. С его помощью Гайдаю удалось продолжить деятельность, и в 1960 году он снял драматическую картину «Трижды воскресший». Однако и она не имела успеха в широком прокате.
СЛАВА КОМЕДИОГРАФА
В начале 60-х, после череды неудач, режиссер погрузился в депрессию и, решив, что больше никогда не будет снимать, уехал с женой в Иркутск. Однако практически каждый вечер он все равно садился за рабочий стол и что-то писал. Спустя некоторое время Гайдай заявил жене, что закончил работать над сценарием, а их семье придётся вернуться в Москву, чтобы подать заявку на новые съемки. В Москве Гайдай снова обратился к Пырьеву за помощью. С его благоволения Леониду выдали пленку для съемок, а сам он начал самостоятельно собирать съемочную группу. Когда актерский состав с участием Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова был утвержден, началась работа над короткометражной кинокомедией «Пес Барбос и необычный кросс». Актеры перевоплотились в троицу мелких мошенников, решивших оглушить рыбу динамитом, но их планы нарушил прибившийся дворовый пёс.
Фильм показали в последний день Московского кинофестиваля 1961 года, в программе короткометражек. Режиссера на показ не пригласили, поэтому об ажиотаже, который вызвала картина, он не знал до момента, пока не раздался звонок в его дверь — на пороге стоял Сергей Бондарчук с тарелкой в руках. На ней был нарисован Барбос с золотой медалью. Режиссер торжественно вручил ее Леониду со словами «Это тебе первая золотая медаль – лично от меня».
После этой корометражки жизнь Гайдая круто переменилась. «Барбоса» номинировали на Пальмовую ветвь в Каннах. Когда худсовет решил, что нужно продолжение фильма, Гайдай снял «Самогонщиков». Трус, Балбес и Бывалый необычайно полюбились зрителям. Позже появились и в других фильмах Гайдая и до сих пор считаются одними из самых узнаваемых персонажей советского кинематографа.
В 1962 году режиссер экранизировал новеллы О. Генри «Деловые люди». Ну и с 1965 по 1968 годы на экраны один за другим вышли три гайдаевских фильма, которые вскоре советские зрители назовут самыми лучшими картинами столетия. Первой стала «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», второй – «Кавказская пленница», а третьей, самой обожаемой зрителями, «Бриллиантовая рука».
Сам Гайдай считал лучшей своей работой картину «Двенадцать стульев», снятую в начале 70-х.
Изначально роль Остапа Бендера предназначалась Владимиру Высоцкому, но актер ушел в запой. Тогда режиссер заявил, что никогда не будет снимать проблемную звезду в своих работах, и отдал роль малоизвестному Арчилу Гомиашвили. Сам Леонид появился в фильме в роли Варфоломея Коробейникова, и то лишь потому, что утвержденный на эту роль актер заболел.
Гайдай мечтал снять фильм по роману Михаила Булгакова «Бег», но сделать ему этого не дали. Тогда он обратился к другому произведению писателя. Так в 1973 году на экраны вышла искрометная комедия «Иван Васильевич меняет профессию», основанная на пьесе «Иван Васильевич».
К этому фильму Гайдай очень кропотливо подбирал актеров. Главную роль он изначально предложил Юрию Никулину, но поскольку тот был тотально занят, царя сыграл Юрий Яковлев. Впоследствии режиссер скажет, что это было очень точное попадание, а его слова подтвердят миллионы зрителей, которые и по сей день не устают смотреть этот замечательный фильм. После премьеры Леониду присвоили звание народного артиста РСФСР.
После успеха “Ивана Васильевича” Гайдай сразу же приступил к комедии “Не может быть!” по мотивам произведений Михаила Зощенко. Также в 90-х и начале 90-х он снял еще несколько запоминающихся картин. В их числе – “Спортлото-82” и “На Дерибасовской хорошая погода” (1992). Правда, многие ценители советского кино утверждают, что последние ленты Гайдая значительно уступают его предыдущим работам.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ЛЕОНИДА ГАЙДАЯ
Свою жену Нину Гребешкову (1930 г.р.) Леонид Гайдай встретил на первом курсе ВГИКа. За очаровательной девушкой пытались ухаживать многие студенты, но покорить ее сердце смог только Леонид.
Позже в одном из интервью актриса расскажет, что влюбилась в будущего гениального комедиографа не сразу — ее сердце стало принадлежать ему только после войны. Поначалу девушка его очень стеснялась: Леонид был старостой курса, и она боялась ляпнуть при нем какую-нибудь глупость. Леонид же не догадывался, какие эмоции он вызывает у симпатичной однокашницы, часто провожал девушку домой после репетиций, а вскоре между ними зародились теплые чувства.
Свадьба Гайдая и Гребешковой состоялась в 1953 году и была весьма скромной: родственники, друзья и студенты, собрались в коммунальной квартире. Единственное, что омрачало радость жениха – молодая жена не захотела брать его фамилию. Режиссер прожил всю жизнь с одной женщиной В 1957 году у пары появилась дочь Оксана. Вместе супруги прожили около 40 лет. На их протяжении режиссер несколько раз снимал супругу в кино — хоть и не в главных, но ярких ролях. Так, Гребешкову можно увидеть в таких картинах как «Бриллиантовая рука», «Не может быть!», «Спортлото-82».
Оксана Гайдай изучала международную экономику в МГИМО, там же встретила мужа. Их дочку Ольгу Леонид Иович снял в своем предпоследнем фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация“».
Леонид очень любил внучку и мечтал. чтобы она связала жизнь с кино. Но она тоже поступила в МГИМО. Сейчас она носит фамилию Худякова.
СМЕРТЬ
Последний фильм, который был снят легендарным режиссером в 1992 году, назывался «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди». После этого ему стало очень тяжело работать — не давала покоя легочная эмфизема и вновь открывшаяся старая рана на ноге.
В 1993 году Гайдай температурил, но твердо намеревался пойти на Тверскую, где проходил митинг в поддержку демократов. Вместо этого он был госпитализирован в Кунцевскую больницу.
Рядом с режиссером неотрывно находилась жена Нина. Леонид умер внезапно: они разговаривали, и вдруг он замолчал. Причиной смерти назвали тромбоэмболию легочной артерии. Легенде советской эксцентричной комедии было семьдесят лет. Похоронили Леонида Гайдая на Кунцевском кладбище.
ПАМЯТЬ О ГЕНИИ
Через двадцать лет после ухода великого режиссера на доме по улице Черняховского, в котором он жил, была установлена мемориальная доска с его улыбающимся лицом.
В городе Свободный, где родился режиссер, ему поставлен памятник. К слову, он расположен рядом с кинотеатром, который также носит имя Леонида Гайдая. В начале двухтысячных в Иркутске также появился «Центр российского кино имени Леонида Гайдая». Однако главными памятниками гениальному Леониду Гайдаю остаются его незабвенные картины, которые смотрят и будут смотреть самые разные поколения россиян.