Сегодня, 6 июля, исполняется 115 лет со дня рождения Фриды Кало, мексиканской художницы, вся жизнь и творчество которой были пронизаны болью — и красотой. В шесть лет она перенесла полиомиелит, отчего правая нога стала тоньше левой, в 18 попала в автобусную катастрофу — множественные переломы на месяц приковали ее к постели, и тогда она начала рисовать, в том числе на гипсовом корсете, сковавшем ее тело. До той страшной аварии Кало занималась спортом и изучала медицину — трагедия же лишила ее возможности иметь детей и сделала художницей, писавшей боль, смерть, природу и себя во всем этом, не боявшейся запретных тем вроде бесплодия и абортов, не стеснявшейся выражать себя в творчестве и в жизни.
Ранние годы и творческий путь
Мексиканская художница Фрида Кало с ее фирменной монобровью и живыми цветами в уложенных наверх густых черных косах является одной из самых узнаваемых персон мира, несмотря на то, что ее трагический уход из жизни произошел еще в далеком 1954 году. Причина столь широкой известности заключается не только в богатом культурном наследии, оставленном художницей после смерти, но и в ее необычной биографии, где физическая боль и душевные страдания уникальным образом уживались с огромным счастьем и большой любовью.
Многие знают Фриду как художницу, которая творила в стиле, свойственном ультрамодному в то время сюрреализму, хотя сама она отрицала этот факт, позиционируя себя в качестве мастера совершенно другого жанра. Страдания и боль — вот музы, вдохновлявшие Кало на написание своих шедевров, буквально пронизанных переживаниями и эмоциями, что чувствуется по сей день.
Можно даже сказать, что именно катастрофа и полученное при ней физическое увечье, произошедшие в ранней молодости талантливой художницы, стали причинами того, что она начала писать, причем преимущественно автопортреты, создавая один шедевр за другим. Однако не стоит забегать вперед, не осветив некоторые важные факты из биографии Фриды, которая появилась на свет 6 июля 1907 года в небольшом мексиканском городке Кайокан, расположившемся неподалеку от столицы Мехико.
Отец девочки Гильермо Кало имел немецкое происхождение, тогда как ее мать Матильда (в девичестве Кальдерон) была коренной мексиканкой с испанскими и индейскими корнями. Испытания маленькой Фриды, которая была третьим по счету ребенком в семье, начались еще в шестилетнем возрасте, когда ей не посчастливилось заболеть полиомиелитом, сделавшим ее хромой. Мало того, одна нога девочки деформировалась, став более худой, чем другая, из-за чего Кало была вынуждена всю оставшуюся жизнь носить длинные широкие юбки, маскировавшие увечье.
Однако это обстоятельство не только не сломало, но и, напротив, закалило будущую знаменитость, в подтверждение чего можно привести следующие несколько фактов из ее биографии:
- В подростковом возрасте девушка уделяла много внимания своей физической подготовке, посещая спортивную и многие другие секции и демонстрируя довольно неплохие результаты.
- Проблемы со здоровьем послужили поводом для того, что Кало, даже не подозревающая о своих талантах в живописи, решила посвятить дальнейшую жизнь изучению медицины. Итогом этого решения стало поступление в специальную подготовительную школу под названием «Препаратория», где на 2 тысячи учеников приходилось всего лишь 35 девушек, одной из которых стала Фрида. Благодаря своему эпатажному поведению и незаурядным умственным способностям, Кало смогла не только быстро освоиться в коллективе, но и собрать собственную группу единомышленниц.
- Именно в «Препаратории» девушке довелось познакомиться со своим будущим мужем и любовью всей жизни — Диего Ривера, который был намного ее старше. К тому времени Ривера уже нашел себя в искусстве, курируя школу подготовки по росписи. Однако на тот момент между ними не вспыхнуло пылких чувств, воссоединение этой знаменитой пары произошло гораздо позже.
Первые шаги в искусстве
После аварии тело Фриды Кало буквально собирали по частям, и несмотря на то что она выжила, травмы оказались очень серьезными. Целый год она была вынуждена пролежать в постели. Родители, братья и сестры не могли проводить много времени с травмированной девушкой, из-за чего она была вынуждена целые дни оставаться наедине со своими печальными мыслями. Чтобы хоть как-то скрасить ее досуг, близкие прибили прямо над кроватью больной большое зеркало. Именно в этот период Кало впервые попросила отца принести ей кисти и бумагу. Увидев, что у дочери получается рисовать, Гильермо натянул холст на подрамник и расширил ассортимент кистей и красок. За всю жизнь Фрида написала более семидесяти картин, абсолютное большинство из которых — автопортреты.
Карьера и личная жизнь
Огромное влияние на жизнь и творчество Фриды Кало оказал Диего Ривера, который делал ее и счастливой, и несчастной одновременно. Сама Фрида неоднократно говорила, что в ее жизни произошло две катастрофы, подразумевая не только столкновение с автобусом, но и встречу с эпатажным художником.
Вторая встреча с Ривера оказалась судьбоносной. К этому моменту Диего уже стал общепризнанным художником-монументалистом, выполняющим государственные заказы. Что касается Фриды, то она решила показать авторитетному мастеру свои работы, которые он отметил как очень талантливые, увидев в них пронзительную глубину.
Несмотря на внушительную разницу в возрасте, превышающую 20 лет, между ними практически сразу завязался роман. Удивительно, но грузный, лохматый и совершенно некрасивый Диего был любимцем женщин, поэтому Фрида также не смогла устоять перед его обаянием. Кроме того, художник придерживался коммунистических взглядов, заразив этой идеей свою возлюбленную, результатом чего стало ее вступление в партию.
Уже в 1929 году Фрида Кало и Диего Ривера поженились, хотя это обстоятельство не стало поводом для того, чтобы мужчина пересматривал свой привычный образ жизни и отказывался от успевшего стать привычным женского внимания. Измены мужа доводили Фриду до отчаяния, ведь она буквально умирала от любви к нему, а избежать их было невозможно, так как Голубой дом, где поселились молодожены, постоянно собирал самую разношерстную публику.
Именно Диего познакомил Фриду Кало с Маяковским, который неоднократно бывал в доме художника. Чуть позже пара приняла беглого эмигранта из Страны Советов Троцкого, у которого вспыхнула страсть к мексиканской диве, славящейся своим острым языком и эпатажными выходками. Вскоре о романе Фриды и Троцкого узнал Диего, и эта история настолько сильно разозлила неверного мужа, что он решил немедленно выгнать гостя, угрожая ему физической расправой.
Сама Фрида неоднократно была замечена не только в мужском, но и в женском обществе. Однако все эти выходки были скорее от отчаяния, чем от большой любви к сексуальным приключениям. Примечательно, что Диего страшно злили попытки жены отомстить ему. Кроме того, в порыве ссор Фрида часто проходилась по творчеству мужа, высмеивая какие-то отдельные его работы и достижения, что делало их жизнь еще более сложной и невыносимой.
Временную точку в их отношениях поставил случайно открывшийся роман Диего с родной младшей сестрой Фриды, после чего она решилась на уход от нерадивого мужа, отправившись на поиски счастья в Америку. Там женщина пыталась забыться в объятиях многочисленных любовников, хотя в ее сердце продолжал жить Диего, что было четко видно по ее запискам и художественным работам.
Вскоре организм художницы дал сбой, в результате чего она вновь оказалась прикованной к больничной койке. Об этом узнал Ривера, который все это время буквально не находил себе места, отчаявшись вернуть свою жену. Однако при встрече Фрида была очень сдержанной, дав согласие на возвращение только при условии отсутствия физического контакта с мужем и полного разделения доходов.
Лучшие картины и уход
Всю свою сознательную жизнь художница вела личный дневник, приводя в нем краткие описания собственных чувств и переживаний, которые позже разошлись на известные во всем мире цитаты. Однако лучшего всякого дневника и автобиографической книги за Фриду говорили ее работы. Среди самых необычных и интересных из них стоит выделить следующие картины:
- «Мое рождение», 1932. Именно эта картина с изображенной на ней голой роженицей висела в гостиной Мадонны, которая первым делом спрашивала каждого посетителя о его мнении о полотне, продолжая общение только в случае получения положительного отзыва.
- «Разбитая колонна», 1944. В этой работе показаны не только боль и страдания Фриды, но и те физические увечья, которые она получила в результате аварии. Вся в бандажных бинтах, со слезами на глазах и с разбитой, потрескавшейся колонной вместо позвоночника — именно такой видела себя художница в этот период.
- «Самоубийство Дороти Хейл», 1938. Фрида тонко чувствовала не только свою, но и чужую боль, в подтверждение чего можно привести скандально известную картину, на которой была изображена трагическая гибель молодой голливудской актрисы, выбросившейся из окна небоскреба.
- «Раненый олень», 1946. На этом полотне была изображена сама Кало, представшая в виде раненого дикого животного, тело которого пронзили многочисленные стрелы.
- «Всего-то несколько царапин», 1935. Фриде никогда не было стыдно обнажить не только свое тело, но и самые потаенные уголки собственной души. Результатом стала картина, на которой она изобразила себя голой и раненой рядом с Диего, сжимающим в руке острую бритву, ведь именно ему удалось причинить художнице боль куда большую, чем физические страдания после автокатастрофы.
- «Автопортрет в терновом ожерелье с колибри», 1940. Одно из самых знаменитых полотен Фриды, где, помимо нее самой, изображены две обезьянки. Именно эта картина считается визитной карточкой Кало, фотографии которой ежегодно выходят миллионными тиражами для печати открыток, принта на одежде и ламинирования всевозможных аксессуаров.
Frida Kahlo — Фрида Кало — Подборка картин
Фрида считается одной из самых успешных и узнаваемых художниц современности, которой удалось во многом обойти своего талантливого мужа. К примеру, ее знаменитая работа «Корни», написанная в период повторного соединения с мужем, была продана на аукционе за рекордные среди латиноамериканских работ 5,6 миллиона долларов США. Другое произведение искусства с заветной подписью Frida Kahlo ушло с молотка в Торшине за 4,9 миллиона.
Умерла Фрида 13 июля 1954 года в возрасте 47 лет. К тому времени она очень сильно болела, вообще не вставая с кровати. Годом ранее ей пришлось ампутировать ногу из-за стремительно развивающейся гангрены, поэтому на свою первую выставку на родине ее привезли на больничной каталке. При этом нельзя сказать, что Фрида боялась смерти, ведь незадолго до нее она написала записку с надеждой на скорый и безвозвратный уход.
В память о жизни и творчестве Фриды осталось много ценного: картины, которые выставляются в лучших музеях мира; голубой дом-музей, где жили Фрида и Диего; автобиографическая картина «Фрида» о Фриде Кало и Диего Ривера с Сальмой Хайек в главной роли.
Фрида Кало. Самые красивые цитаты культовои художницы ХХ века
Дом-музей Фриды Кало в фотографиях.