![](https://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/728x487_1_2e88f84695ed61f1427635054652e92f-1200x802_0xac120003_15070213061643634533-700x468.jpeg)
В саамском нашем поселенье,
смотрящем в двадцать первый век,
мальчишкам нравятся олени
и сам оленный человек.
Аскольд Бажанов, саамский поэт. Из книги «Солнце над тундрой» (1983)
«… они добились самого трудного — не иметь нужды ни в чем, даже в желаниях».
Тацит о саамах
Здравствуйте, дорогие читатели! Библиотечно-информационный центр имени академика Д.С. Лихачева продолжает цикл бесед «Радуга культур народов России». Сегодня мы познакомимся с одним из самых древних народов России — саами.
История народа саами
Саамы или саами – это коренной малочисленный финно-угорский народ северной Европы. Именно от устаревшего наименования этой народности «лопари» произошло название полусказочной Лапландии. Буквально — «Земля лопарей».
Эта территория северного сияния и суровой красоты, на которой живут 80 тысяч саамов, разделена между Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией. С начала XX века и в Российской империи, и в СССР, и в Российской Федерации численность саамов не меняется — их чуть меньше двух тысяч человек.
Это представители уникальной самобытной культуры. Редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой, и с давних пор он привлекает к себе внимание исследователей.
История саамского народа уходит корнями в глубокую древность. Далекие предки саамов были известны еще древнегреческим и древнеримским авторам, упоминание о них встречается в 325 году до нашей эры у историка Пифея. О саами писал античный историк Тацит в I веке нашей эры. Он говорил, что этот кочевой народ счастливее тех, кто «вздыхает над плугом».
Под натиском финно-угорских и славянских народов предки современных саамов начали мигрировать на Север с VII по X век и заселили землю, известную как Фенноскандия. Она охватывала немногим меньше 2 миллионов квадратных километров и включала территории, принадлежащие сегодня Швеции, Финляндии, Норвегии, а также западную часть Архангельской и Олонецкой губерний Российской империи.
В IX-XI веках саамы Кольского полуострова попали в зависимость от Новгородского, а затем — от Московского царства, а также подверглись угнетению со стороны датских, шведских и норвежских государей. Бывало, что кольским саамам приходилось платить налоги сразу нескольким правителям.
Предкам саамов, которые проживают нынче на российской территории, стало полегче, когда к власти пришёл Александр Невский и прекратил посягательства на их добро со стороны иноземцев. Они начали платить русским дань пушниной, рыбой и оленьими шкурами, а, чтобы было сподручнее собирать эту дань, вплотную занялись оленеводством.
В советское время традиционный уклад жизни саамов подвергся ещё одному испытанию. Принудительная оседлость и насаждаемая сверху коллективизация привели к тому, что мужчина вынужден был уходить на промысел без семьи, а, следовательно, он не мог в полной мере передать свои традиционные знания и накопленный предками опыт детям.
В итоге в начале XXI века лишь десятая часть российских саамов по-прежнему занималась оленеводством.
Саамы России после распада Советского Союза добились для себя статуса коренного малочисленного народа, который закреплён в том числе в Уставе Мурманской области.
Большая часть саамского населения сегодня проживает в Мурманской области — своеобразным культурным центром саамов стало село Ловозеро, где действует Музей саамской истории и культуры, собственная община есть в том числе и в поселке Териберка.
Социальная организация саамов
Основной ячейкой социальной структуры у кольских саамов была община (сийт). Сийт обладал общими угодьями. Постепенно термин «сийт» был заменен на «погост», активно использовавшийся в Кольском уезде для обозначения небольших саамских поселений.
В конце XIX в. для саамов обычной была простая малая семья. К этому времени лишь в некоторых местностях сохранялись большие семьи. Как отмечают этнографы, обычно сыновья после женитьбы отделялись от отца и заводили своё хозяйство. Только если у родителей был один сын, он оставался вместе с ними до смерти. Характерной традицией было то, что нередко, прежде чем основать свое хозяйство, молодой муж должен был определённое время (иногда до года) отработать в хозяйстве у тестя.
«В прошлом главой саамской семьи всегда был мужчина, но положение женщины в семье было довольно свободным», — отмечает известная исследовательница материальной культуры саамов Т.В. Лукьянченко.
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/image-3-700x532.png)
Саамская семья. Посёлок Ловозеро. 1929 г
Жена была единственной помощницей мужа, она не только выполняла необходимую работу по дому и занималась воспитанием детей, но и участвовала в промыслах (рыбной ловле, иногда даже оленеводстве).
Работу в семье нельзя было строго разделить на женскую и мужскую. Нередко можно было встретить саамскую женщину, которая ехала в лес за дровами или пасла оленей, а также и саама, занимавшегося приготовлением пищи или починкой одежды. Это также делало положение мужа и жены в семье равным.
Традиционные саамские верования
Несмотря на активную христианизацию и постройку церквей в саамских погостах, среди саамов долго сохранялись дохристианские верования и обряды.
Одним из основных стереотипов восприятия саамов с древнейших времен являлись представления о магических способностях этого народа. Слава о саамских шаманах — нойдах распространилась далеко за пределы Лапландии, они были известны как повелители погоды, властители бурь, врачеватели больных, а особенно славились как хорошие предсказатели судьбы. Часто упоминаемый сюжет — призвание Иоанном Грозным в 1584 году чародеев из Лапландии для объяснения явления кометы.
Что же такое сейд?
С древности саамы были язычниками, поклонялись сейдам, от которых, как они верили, зависели успех на промысле и благополучие жизни. Огромные камни, установленные «на подставках», разбросаны по всему северу Кольского полуострова. «На вопрос, что означает сейд, саамы дают неопределённые ответы: «Это камень такой, как будто человек». Чтобы задобрить сейдов, им приносили в жертву часть охотничьей добычи.
Почему саамы обожествили камни и скалы? На этот вопрос попытался ответить исследователь В. Визе: “Только тот, кто сам бывал в Лапландии, видел эти фантастические очертания лапландских скал, озаренных то полуночным солнцем, то северным сиянием, вслушивался в царящее кругом молчание, в котором как бы застыла вся природа, он поймет, какое огромное влияние эта, иногда чудовищно-сказочная природа должна была оказать на первобытного лопаря”.
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/image-4.png)
Хранитель Сейдозера
В саамской мифологии великое множество персонажей. Озера и горы полны древних легенд. Вот одна из них, связанная с Куйвой – хранителем о священного Сейдозера. «В древние времена пришёл на саамские земли великан-охотник Куйва. Долгое время наводил он страх и ужас на местное население. И устали люди, и взмолились богам, прося о помощи. Услышали боги молитвы людей и испепелили великана Куйву молниями из вод священного Сейдозера. И с тех пор остался след испепелённого Куйвы на отвесной скале на берегу Сейдозера».
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/image-5.png)
Фигура имеет форму человека и высоту 74 метра. Ее барельеф выступает из стены на 3-4 метра в некоторых местах, и это очень хорошо видно, особенно зимой. Куйву зовут ещё «Танцующий лопарь» — если плыть по озеру и смотреть на барельеф, то кажется, что он двигается.
В 1923 году Ферсман обследовал изображение Куйвы и уверенно заявил, что фигура великана имеет естественное происхождение и образуется комбинацией лишайников, мхов и мокрых потеков на скалах.
Но вот странно. Ферсман был в тех местах давным-давно. С тех пор прошло уже более 90 лет. Скалы выветриваются, опадают, но фигура Куйвы остаётся.
Саамы, оказавшись вблизи этих мест, стараются вести себя тихо и не думать о Куйве плохо.
Культ оленя
В духовной культуре саамов важнейшую роль играл образ оленя. Олень кормил, одевал саама, являлся способом передвижения, сопровождал саама от рождения и до смерти.
По легенде, первопредок саамов – бог-олень Мяндаш. Однажды он взял в жены земную девушку. У пары родились дети-оборотни, которые могли принимать облик человека и оленя. Вскоре бог ушел с оленями. С ним ушла и его жена, а дети стали прародителями саамского рода.
Календарь саамов
В дохристианскую эпоху люди определяли время по важнейшим событиям года. Оленеводы саамы– по циклу жизни оленей. Благодаря оленям появился саамский «календарь». В нем восемь времен года. Каждый из этих сезонов связан с определенным циклом жизни оленей. Например, один из весенних месяцев называется: «месяц олененка», а последний летний месяц -– «месяц линьки».
Жилье саами
Кувакса
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/image-6-700x474.png)
Кувакса (кувоксе, коввас) в переводе с языка коренного народа Кольского полуострова – саамов — значит «переносное жилище». Оно использовалось на временных стойбищах, устанавливалось в закрытых от ветров местах, вблизи озер или рек.
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/image-7-700x467.png)
Вид из куваксы
Кувакса представляла собой конусообразный каркас из 8–12 или 18–20 тонких шестов, соединенных связанными вершинами, на которых натягивался чехол из оленьих шкур, бересты или парусины (позднее — из брезента или больших кусков сшитой мешковины). Вверху оставляли отверстие, через которое выходил дым и проникал свет. Пол устилался хвойными и березовыми ветками, оленьими шкурами. Входом служило небольшое отверстие, прикрываемое свободным концом материала, которым покрывалась кувакса.
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/image-8.png)
В центре куваксы располагался очаг, основанием которой служил железный лист, положенный на два бревна. Рядом на досках складывались продукты питания, чайная и столовая посуда. По окружности располагались спальные мешки из оленьих шкур – ровушки, ровы. За спальным местом клали запасную одежду. Мебель состояла из низкого стола.
Тупу
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/image-9-700x469.png)
Тупу – небольшой низкий сруб с маленькими окнами и дерновой (земляной) крышей, начали строить ближе к XIX столетию.
В описание тупы Чарнолуским читаем: «На краю погоста стоит маленькая хибарка – тупа. Она даже не имеет сеней: дверь из неё отворяется прямо на улицу. Густая копоть и сизый дым заслоняют тусклый свет из единственного стекла в окне … Избушка была так мала, что мне с трудом удалось в неё втиснуться. В углах на полу намело снег, в щелях потолка проступал иней». Со временем тупа всё больше становится похожа на русские срубные постройки.
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/image-10-700x358.png)
(Об этом свидетельствует фотография). Мурманский окр. 1928 г. Саамы
Саамская национальная кухня
Лапландка из сказки Андерсена «Снежная королева», чтобы помочь Герде, написала записку финке на сушеной треске. И верно: у саамов рыболовство – один из главных промыслов. Узнаем, чем еще угощают коренные жители Кольского полуострова.
Рыбный сезон
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/kopchenyj-okun-700x467.jpg)
Не только треска украшает стол саамов, но также сиг, щука, налим и даже семга. Рыбу вялят, сушат, запекают в тесте, реже – солят. Если коптят, то под крышей жилища.
Жарят рыбу саамы по особому рецепту. Крупные ее куски солят, накалывают на палочки и втыкают в землю возле открытого огня. В саамском меню раньше была и «рыба с душком». В одних поселениях рыбу на некоторое время зарывали в землю, чтобы она слегка испортилась, в других – солили, но немного недосаливали (с той же целью). И еще одна неотъемлемая часть саамской кухни – ржаная мука. Куда ее только не добавляли! В блюда из рыбы – в том числе.
В старину саамы в рыболовный сезон заготавливали на семью до 30 пудов рыбы – то есть 480 килограммов, почти полтонны!
В традиционную саамскую уху сначала закладывается голова, затем кусочки туловища и только потом хвост. «Чтобы рыба шла в сети, а не из них», – гласит старинная примета. Добавляют саамы в уху и ягоды – морошку, чернику или воронику, которую называют «саамской картошкой» за питательность и частоту употребления. Принято вначале съесть куски вареной рыбы, а затем уже выпить бульон.
Зимнее меню
Оленеводство – еще один традиционный промысел кольских саамов. С давних времен олени помогают человеку в охоте на диких оленей, перевозят грузы, а также дают молоко и мясо. Так с сентября-октября рыбные блюда сменяются мясными.
Традиционное хозяйство саамов сочетает оленеводство, рыболовство и охоту. Поэтому основа зимнего стола – оленина. Также в меню есть блюда из дичи.
Оленину коптят, вялят, жарят, варят и даже едят сырой. Практически ничего не выбрасывают – вся туша идет в ход, в том числе внутренности. Мясо считается диетическим, а кости и олений жир – деликатесами.
Один из саамских специалитетов – маль – похлебка из рыбы, мяса или того и другого разом. Бульон доводят до кипения и вливают в него муку, разведенную холодной водой, а затем добавляют морошку или воронику.
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/image-11.png)
Традиционное блюдо саамов – бульон из оленины (костей). Зачастую его пьют вместо чая.
Ягоды по-саамски
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/image-12.png)
В конце лета наступает пора заготавливать ягоды: морошку, воронику, бруснику, чернику, голубику… Их замораживали, проваривали с солью, запекали, варили в сыворотке от оленьего молока, чтобы пить как лекарственный отвар.
Самым популярным саамским блюдом по праву считается салат нюввт – к отварной размятой рыбе добавляют морошку в пропорции 1 кг – 1 стакан.
Саамы делают заготовки ягод непривычным способом – ягоду укладывают в тару и чуть придавив (чтобы «дала» сок), оставляют на зиму, а иногда перемешивают с растопленным оленьим жиром. Последнее, кстати, не только способ консервации, но и готовое блюдо, «глазированные ягодки» можно есть так или подать к бульону или ухе, что сделает похлебку более наваристой и придаст чуть терпкий лесной аромат.
Деревянный…хлеб
Часто саамы вместо хлеба пользовались сушеной сосновой корой, примешивая ее к муке или заготавливая сосновую кашу, приправленную рыбьим жиром. Добывали сосновую кору следующим образом: со срубленной сосны сдирается кора. Далее снимают внутренний (белый) слой коры — флоэму. По сравнению с внешней корой и ядровой древесиной, флоэма содержит в себе меньше несъедобных соединений, таких как лингин и фенол. Содранную белую массу подвешивали над очагом и сушили, затем толкли, и сосновая «мука» была готова.
Национальный костюм
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/image-13.png)
Национальной одеждой мужчин и женщин является юпа (куфт) — суконная или холщовая рубаха прямого кроя. Мужчины подвязывали его кожаным поясом, на котором традиционно висели нож, огниво, кошелек и амулеты. Они также носили рубахи из яркого ситца в комплекте с суконными или кожаными штанами.
Женщины наряжались в рубахи или сарафаны из сатина, дополнялся комплект передником. Зимой основой гардероба становилась одежда из шкур оленей и утепленные суконные шапки. Летом же голову замужней женщины украшает похожая на кокошник шамшура, а девушки носят повязку в виде цилиндра. У мужчин это неизменная шапка с четырьмя концами на макушке и пестрыми ленточками у основания. Экстравагантный головной убор имеет не менее впечатляющее название – шапка четырех ветров. Каждый угол соответствует стороне света.
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/image-14.png)
В качестве обуви выступают каньги, основу которой составляют мех или замша из оленей шкуры. В холода используют яры — высокие меховые сапоги.
![](http://likhachev42.blogs.donlib.ru/wp-content/uploads/sites/30/2022/06/image-15.png)
Саамские песни – древняя стихия ритма
Йойут — музыка народа саами, форма песни. Это почти исключительно вокал ( иногда под аккомпанемент бубнов).
Изучавший саамскую музыку В. Ю. Визе в 1911 году писал: «Я позволю себе сказать несколько слов о своеобразной манере пения лопарей. Прежде всего, в пении лопарей обращает на себя внимание непомерная вибрация, которой они поют каждую ноту. Эта вибрация настолько сильна, что иногда бывает трудно уловить определенный тон: звук все время как бы качается вверх и вниз, задевая соседние полутоны.
Вторым характерным свойством лопарского пения является постоянная смена грудных звуков горловыми; создается впечатление, как будто поющий лопарь все время срывается. Когда лопарь начинает петь, он вначале поет без слов, употребляя на каждом звуке все один и тот же слог «лы-лы-лы». Затем постепенно он начинает вводить в песнь слова, время от времени вставляя снова это «лы-лы-лы».
На вопрос, что это «лы-лы-лы» означает, певец отвечает, что «ничего не значит, а поется для того, чтобы разойтись». Чтобы почувствовать красоту этих песен, надо лишь на время отключить разум и отдать себя на волю древней стихии музыки и ритма.
Саамы о смысле жизни человека
Вот как говорится в легенде о предназначении саамского народа: «Деды и прадеды учили нас: «Землю надо беречь. Как она досталась нам в поросли трав и во мхах, поросшая кустами и всякой зеленью, так и беречь её надо зелёную. Будешь беречь и холить землю зелёную, весёлую – и сам будешь сыт, здоров и весел человек. Не правда ли, достойная цель?
Сегодня мы познакомились с одним из народов нашей огромной многонациональной страны. До новых встреч, дорогие читатели!