Портрет поэтессы «Муза Серебряного века Цветаева»

Сыплют волны, с колесами споря,
Серебристые брызги вокруг.
Ни смущения в сердце, ни горя, —
Будь счастливым, мой маленький друг!

Марина Ивановна Цветаева – поэтесса, покорившая тысячи сердец своими произведениями. Своим творчеством она оставила яркий след в литературе XX века. Ее стихотворения до сих пор на слуху, даже спустя немало лет с дебюта.

Сегодня мы познакомимся не только с творчеством поэтессы, но и узнаем, что за личность скрывается за столь трепещущими и берущие за душу стихами.

Жизненный путь Цветаевой

Биография поэтессы

Родилась Марина Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее отец был профессором университета, мать – пианисткой. Стоит кратко заметить, что биография Цветаевой пополнилась первыми стихами еще в возрасте шести лет.

Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые —Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумелёв. Их творчество и произведения Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы.

В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».

Жизнь в эмиграции

В мае 1922 года М.И. Цветаева с дочерью выехала за границу. Так началась её эмиграция. Сначала Берлин, который остался для неё навсегда чужим городом, хотя встретил неплохо. Здесь опубликованы несколько книг: «Стихи к Блоку», «Разлука», «Психея» и поэма «Царь-Девица», сборник стихотворений «Ремесло» (1923).

В августе 1922 года Цветаева переехала в Прагу и полюбила город всей душой. Позже, в 1938—1939 годах, ею были созданы «Стихи к Чехии». На оккупацию фашистскими войсками Чехии Цветаевой были написаны пронизанные горечью бессмертные строки:

 Отказываюсь — быть.
 В Бедламе нелюдей
 Отказываюсь — жить.
 С волками площадей
 
 Отказываюсь — выть.
 С акулами равнин
 Отказываюсь плыть —
 Вниз — по теченью спин.
 
 Не надо мне ни дыр
 Ушных, ни вещих глаз.
 На твой безумный мир
 Ответ один — отказ.
 О слёзы на глазах!  

Здесь в феврале 1925 года родился сын Георгий. Семья жила бедно, но это не мешало творчеству. Цветаева продолжала писать.

В годы эмиграции были созданы десятки стихотворений, поэмы «Молодец», «Поэма Горы», «Поэма Конца», прозаические произведения. Но отсутствие денег заставляло думать о переезде.

Осенью 1925 года семья переехала в Париж. Впрочем, спастись от бедности не удалось и здесь-стихотворения не принесли ей популярности за границей. Именно в период эмиграции в биографии Марины Цветаевой большое признание получила проза.

Прожив 1930-е годы в бедности, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреляют в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют.

В этот период своей жизни Цветаева почти не пишет стихов, а лишь занимается переводами.

31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.

Поэтесса как личность

Творчество многих поэтов оказывает большое психологическое воздействие на читателей, так как содержание стихов почти всегда насыщено яркими эмоциональными переживаниями.

С детства характер будущей поэтессы был своеобразным. Она была весьма меланхолична, демонстративна, вспыльчива, суждения о жизни и о себе были категоричными.

Интеллектуально развивалась быстрее своих сверстников; немецкий и русский — первые языки, французский — к семи годам, владеет в совершенстве — всеми тремя. Свободно читала в четыре года, в пять играла на рояле. С раннего детства Марина Цветаева стремилась соответствовать требованиям матери, чувствовала обиду, недостаток любви, внимания с её стороны:

«Я у своей матери старшая дочь, но любимая — не я. Мною она гордится, вторую — любит».

Летом 1911 г. в Коктебеле в возрасте 18 лет Марина Цветаева познакомилась с 17-летним Сергеем Эфроном и уже в 1912 г. вышла за него замуж. В этом же году опубликовала вторую книгу своих стихов «Вечерний фонарь».

В 1913 г. родила дочь и назвала, вопреки желанию мужа и отца, Ариадной.

«Я назвала её Ариадной … от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью. — Ариадна — ведь это ответственно. — Именно поэтому»

В 1913 г. впервые в творчестве М.И. Цветаевой, молодой женщины, вышедшей замуж по большой любви, в произведениях появляется тоска и горечь по миру, который ее не принимает. В них явно читалось депрессивное состояние поэтессы, тяжесть души и переживания.

 Слушайте! — Я не приемлю!
 Это западня!
 Не меня опустят в землю,
 Не меня.
 Знаю! — Все сгорит дотла!
 И не приютит могила Ничего, что я любила,
 Чем жила. 

Последующие два года — относительно спокойный период, стихов мало, посвящены в основном дочери и мужу, но весной и осенью 1915 г. в стихах появляются эмоционально насыщенные мысли о смерти.

 Цветок к груди приколот,
 Кто приколол, не помню.
 Ненасытим мой голод На грусть, на страсть, на смерть.
 Виолончелью, скрипом Дверей и звоном рюмок,
 И лязгом шпор, и криком Вечерних поездов,
 Выстрелом на охоте И бубенцами троек —
 Зовете вы, зовете Нелюбленные мной!
 Но есть еще услада:
 Я жду того, кто первый Поймет меня, как надо —
 И выстрелит в упор. 

Период с 1916 года стал для Цветаевой наиболее плодотворным в плане творчества. Но трагедии в жизни поэтессы идут одна за другой- она осталась одна с двумя детьми, революция лишает ее источника существования. Ухудшения условий жизни сильно сказываются на душевном состоянии Цветаевой.

Марина Цветаева трагично умирает, самостоятельно оборвав свою жизнь. Это был человек неординарный, который мог быть как невероятно грустным и чувствующим, так и неудержимым, бойким.

В стихотворениях отражался весь ее внутренний мир. И он был не только омрачен обстоятельствами, но также в нем был луч света, который направлял поэтессу писать о прекрасных вещах в жизни.

 Солнце — одно, а шагает по всем городам.
 Солнце — мое. Я его никому не отдам.
 Ни на час, ни на луч, ни на взгляд. — Никому. — Никогда.
 Пусть погибают в бессменной ночи города!
 В руки возьму! Чтоб не смело вертеться в кругу!
 Пусть себе руки, и губы, и сердце сожгу!
 В вечную ночь пропадет — погонюсь по следам…
 Солнце мое! Я тебя никому не отдам!