Казачество мое

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы с вами подробно поговорим о весьма интересной и очень обширной теме, а именно о казачестве.

Казачья культура – это невероятное явление. Оно уникальное по своей сути. Также, культура казачества очень старинная, в ней и по сей день сохранились старые обычаи и традиции. Каждый человек хоть раз слышал о казаках, но мало кто может сказать, чем он живет и какую культуру он олицетворяет собой.

Культура казачества

У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, праздники и обряды, песни и танцы.

Самобытностью и разнообразием отличается культура донского казачества. Она уникальна, как уникальна сама социальная общность, ее породившая.

Казачий фольклор

Казачий фольклор весьма своеобразен. Донской фольклор часто называют фольклором ремесленников военного дела. Действительно, в нем много походных, военных песен, отличающихся суровостью напева. «Шел казачок хороший» —  одна из казачьих песен, в которой переданы боевой дух и серьезность казака.

 Потерпи мой конь немного,
 Тяжела у нас дорога.
 Шёл казачок хороший,
 Шёл казачок хороший.
 
 Будем землю защищати,
 И отца и родну мати.
 Шёл казачок хороший,
 Шёл казачок хороший. 

Много в донском фольклоре и лирических песен (любовных, семейных, хороводных, плясовых, охотничьих и других). Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни – тихий Дон как символ вольной жизни, батюшка-кормилец. Например, как в песне «Дон ты вольный».

 Дон ты вольный, 
 Дон раздольный раздольный, 
 Дон крутые берега, 
 Дон ты Вольнай, 
 Дон, да раздольнай, 
 Ой, да Дон крутые берега. 

К несомненным достижениям культуры Дона относится не только песенно-танцевальный казачий фольклор, но и оригинальная литературно-историческая традиция.

Культура донских казаков включает в себя окрашенную местным колоритом православную обрядность. Уважение к духовным традициям, почитание всех святых – характерные черты самобытной культуры донского казачества.

Многие песни – это картины жизни обыденной, в которых отражаются нравственные законы человеческой жизни. Эти правила чисты и прекрасны. Верность, братство, любовь, бескорыстие, трудолюбие, смелость – вот что извечно воспевали казаки. Зависть и корысть, трусость и лень, ложь – вот что судили высшей мерой.

Традиции и обычаи

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. 

Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня.

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания:

«Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш»

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета.

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старшего по возрасту, требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно и спрашивалось мнение старшего.

Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. 

Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. 

Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения:

«Не муж для жены, а жена для мужа».

При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа.

Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.

При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье – «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали – «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин…!».

Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).

Казачья культура – это кладезь уникальных традиций, фольклора, семейного быта. Она многогранна и изучать такую культуру всегда интересно, ведь каждый раз узнаешь что-то новое. Сегодня мы поговорили о ней и надеемся, что вы узнали чуть больше о казачестве. До новых встреч!