Радуга культур народов России. Шапсуги

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы рады встрече с вами!

Библиотечно-информационный центр имени академика                Д.С. Лихачева продолжает цикл бесед «Радуга культур народов России».

Дорогие друзья! Все вы знаете, что 2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Мы, живущие в 21 веке, имеем богатейшее культурное наследие, оставленное нам, нашими предками. Издревле Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами. В огромном многонациональном государстве важно сохранять уникальные народные традиции, искусства и ремесла.

Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России.

Основная цель мероприятий в рамках Года народного искусства – поддержка мастеров народных ремесел, популяризация культурных традиций народов и народного искусства, сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры народов, населяющих Россию.

Сегодня мы свами познакомимся с народностью шапсуги.

Шапсуги — древнейшее население Причерноморья, до Кавказской войны — самое многочисленное адыгское племя. Несмотря на попытки внедрения христианства и ислама, народ сохранил традиционную веру в силы природы. Устраиваются молебны и жертвоприношения богам у священных деревьев, камней и дольменов, проводятся обряд вызывания дождя, используется вода священных источников.

Удивительно — проживают шапсуги в сердце главной курортной зоны России — Лазаревском и Туапсинском районах Краснодарского края.

Название

Название народу подарила реки Шапсухо, расположенная в месте проживания трех влиятельных черкесских родов: один из них положил начало шапсугам. Впервые название письменные источники упоминают в начале XVIII столетия: в ходе войны адыгов с Крымским ханством шапсуги разбили войско крымских татар, пленив знаменитого хана Девлет Гирея. В 1720-х их ассоциировали с субэтносом соседнего народа абазе, к концу столетия считали черкесами.

Где живут, численность

Историческая территория обитания шапсугов — северные горные и предгорные районы Кавказского хребта, ограниченные реками Адагум, Супса, Пшада и Шахе. Немного позже народ спустился на побережье, заняв территории современного Туапсе, Сочи, Адлера.

Из-за геноцида народа после Кавказской войны 150 000 человек покинули родные края, отправившись в Турцию. Крупные диаспоры населяют Израиль, Сирию, Иорданию.

После Кавказской войны Россию населяли 5 000 шапсугов. Часть принудительно переселена на Кубань, меньше 2 000 осталось в историческом регионе проживания. Российская перепись 2010 года показала наличие 3,9 тысячи шапсугов. Фактически представителей народности больше: многие записываются черкесами, адыгами.

Шапсугские аулы находятся в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края, городе Сочи, Республике Адыгея.

Язык

Народ использует собственное уникальное наречие, выступающее диалектом адыгейского языка. Основой письменности служил арабский алфавит, сегодня используется русская графика. Отличительная особенность языка — выделение большего числа звуков.

История

Пять тысяч лет назад древние предки народа заняли кавказские территории. Найденные археологические памятники охватывают эпохи бронзового и железного веков: артефакты Меотской, Майкопской, Дольменной культур. Взаимодействие с местными народами образовало древние племена ахеев, меотов, торетов, керкетов, зихов, синдов, сформировавших после адыгские народности. Предположительно предками шапсугов стало племя зихов (зиков).

Шапсуги считались самым многочисленным, влиятельным адыгским народом, приняли активное участие в Кавказской войне. Национальным героем стал Тугужуко Кызбэч, принимавший участие в кровопролитных сражениях, ведший партизанскую войну. Воин выступил прототипом Казбича, описанного М.Ю. Лермонтовым в «Герое нашего времени» (глава «Бэла»).

Отказавшись принять власть Российского государства, шапсуги во главе с адыгским предводителем Шамилем под исламскими флагами защищали свободу родины. Неравные силы послужили причиной поражения: в 1864 году восстание полностью подавили, выселив народ в Турцию, на Кубань.

Семейный уклад

Жизнь шапсугов строилась на трех китах:

‑ Уважении к старшим.

‑ Уважении к женщине.

‑ Уважении к гостю.

В родовых поселениях главную роль играли мужчины-старики: численность общины составляла 20-100 человек, ведущих общее хозяйство. Женщина с ранних лет обязана слушаться мужчину: сестра — брата, жена — мужа, дочь — отца.

Патриархальный семейный уклад сочетался с почитанием женщины: жены, матери, девушки. Браки заключались по взаимной симпатии: выбирала мужа девушка, приглядываясь к потенциальным женихам на общих гуляньях, чужих свадьбах. С наступлением брачного возраста, под присмотром брата или матери, девушка принимала в доме парней: выбирала супруга.

Важную роль играло соблюдение семейных традиций, порядков. Сохранение уклада семьи мужа считалось приоритетным: жена первый год после свадьбы не работала, вникала в особенности хозяйства свекров. Рождение ребенка, особенно мальчика, считалось большим счастьем. Имя ребенку выбирал первый посетивший жилище человек: руководствуясь традицией гостеприимства, шапсуги считали каждого гостя посланником бога.

Жилище и социальный строй

Шапсугское общество, в отличие от других адыгских народов, существовало без князей и единого управленческого центра. Долгое время главенствующую роль играли дворяне вуорки, значительный слой составляло среднее сословие: зажиточные вольные земледельцы торлокотли. Низшее положение занимали небогатые крестьяне пшитли и зависимые рабы унауты. Со временем в обществе стало нарастать недовольство дворянством, усилившееся после убийства торговцев представителями знатного рода Шеретлуковых.

Власть дворянства свергли, оставив лишь номинальные привилегии: за убийство представителя знати выплачивали «налог» 30 голов скота, жизнь земледельца стоила 28. Упразднение главенствующего положения знати привело к бунтам рабов, вскоре получивших статус свободного населения.

Шапсуги стали селиться отдельными «обществами», называвшимися «псухо». Внутри псухо выделялись родовые общины, основанные на совместном ведении хозяйства, взаимопомощи. Во главе обществ стояли выборные старейшины, вопросы решали мировые сходки: джеме, зауче, хасе. Решения считались непреложными законами, строго соблюдались всеми членами общества: систему управления шапсугов можно назвать республиканской.

Изначально народ жил на равнинах, с увеличением численности спустился с хребта, заняв причерноморские области. Общность шапсугов осталась единой, территориально произошло разделение на Шапсугию Большую (горную) и Малую (прибрежную).

Жители равнин продолжали возводить традиционные адыгские дома, сооруженные из плетня, обмазанного глиной. Крыша, односкатная или двускатная, покрыта верхним слоем из соломы, камыша. На побережье народ строил деревянные дома, четырехугольная форма перенята у русских: жилища назывались урыс ун, что значило «русский дом».

Жизнь

Шапсуги занимались разведением скота и птицы, земледелием, виноградарством. Важную роль играло коневодство: аулы района Аше выращивали выносливых лошадей с выработанным иммунитетом к малярии, типа кабардинских, высоко ценившихся. Рыба считалась нехорошим продуктом: согласно поверьям, относилась к нижнему миру духов. В повседневной жизни ее ели, а гостям на стол не подавали.

Особое внимание шапсуги уделяли садоводству: выращивали алычу, персики, сливы, орехи. Отправляясь в путь, брали черенки плодовых деревьев, высаживая на пути следования. Шапсугские сады растянулись на многие километры, выручали народ во время засух, военных конфликтов.

Религия

Официально шапсуги — мусульмане-сунниты, но ислам сочетается с традиционными верованиями. Религиозные каноны ислама соблюдаются отчасти: шапсуги, известные виноградари, пьют вино и едят свинину.

Древние верования народа основывались на обожествлении силы природы. Почитался главный бог, создатель сущего Тха. Бога плодородия Созереша народное сознание определило одним из мусульманских пророков. Бог молнии Шибле в молитве упоминается одновременно с Аллахом.

Шапсуги чтили священные деревья, становившиеся такими после удара молнии. Людей, погибших от этой силы, считали святыми: могилы становятся местом проведения обрядов, совершения молитв. Благословленными Шибле считается род умершего от разряда: потомки играют ведущие роли в обрядах, считаются уважаемыми людьми.

Современные шапсуги практикуют обряд вызывания дождя, имеющий две вариации:

‑ При обряде «ханцгуаше» к лопате прибивают поперечную палку, надевают на конструкцию женские одежды, украшения, платок. Куклу с молитвами и обливанием встречных водой несут на реку, где топят и прижимают камнями ко дну, пока дождь не пойдет. В реку кидают и девушку из рода святых: отголосок древних человеческих жертвоприношений;

‑ Вторая вариация обряда обязывает отправить гонцов к священному горному озеру Хуко, что недалеко от горы Фишт, подарившей название олимпийскому стадиону. Бутыли с водой из озера приносят в аул и выливают в реку: когда вода добежит до моря, начнется дождь.

Важно проследить за целостностью бутылки и куклы ханцгуаше, иначе жди наводнения. Местные жители уверены: именно так приключилось в 1991 году.

Особую роль играют дольмены: регион проживания шапсугов сохранил более 200 сакральных сооружений. Раньше в дольмены заносили больных горячкой, оставляя на 2-3 дня для излечения. С приходом ислама распространилось поверье, что в каменных конструкциях живут злые духи. Сегодня шапсуги используют дольмены для молений, обрядов, туристы считают сооружения местами силы.

Спасибо за внимание!