Радуга культур народов России. Древний народ окраинной земли: саамы.

В саамском нашем поселенье,
смотрящем в двадцать первый век,
мальчишкам нравятся олени
и сам оленный человек.

Аскольд Бажанов, саамский поэт. Из книги «Солнце над тундрой» (1983)

«… они добились самого трудного — не иметь нужды ни в чем, даже в желаниях».

Тацит о саамах

Здравствуйте, дорогие читатели! Библиотечно-информационный центр имени академика Д.С. Лихачева продолжает цикл бесед «Радуга культур народов России». Сегодня мы познакомимся с одним из самых древних народов России — саами.

История народа саами

Саамы или саами – это коренной малочисленный финно-угорский народ северной Европы. Именно от устаревшего наименования этой народности «лопари» произошло название полусказочной Лапландии. Буквально — «Земля лопарей».

Эта территория северного сияния и суровой красоты, на которой живут 80 тысяч саамов, разделена между Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией. С начала XX века и в Российской империи, и в СССР, и в Российской Федерации численность саамов не меняется — их чуть меньше двух тысяч человек.

Это представители уникальной самобытной культуры. Редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой, и с давних пор он привлекает к себе внимание исследователей.

История саамского народа уходит корнями в глубокую древность. Далекие предки саамов были известны еще древнегреческим и древнеримским авторам, упоминание о них встречается в 325 году до нашей эры у историка Пифея. О саами писал античный историк Тацит в I веке нашей эры. Он говорил, что этот кочевой народ счастливее тех, кто «вздыхает над плугом».

Под натиском финно-угорских и славянских народов предки современных саамов начали мигрировать на Север с VII по X век и заселили землю, известную как Фенноскандия. Она охватывала немногим меньше 2 миллионов квадратных километров и включала территории, принадлежащие сегодня Швеции, Финляндии, Норвегии, а также западную часть Архангельской и Олонецкой губерний Российской империи.

В IX-XI веках саамы Кольского полуострова попали в зависимость от Новгородского, а затем — от Московского царства, а также подверглись угнетению со стороны датских, шведских и норвежских государей. Бывало, что кольским саамам приходилось платить налоги сразу нескольким правителям.

Предкам саамов, которые проживают нынче на российской территории, стало полегче, когда к власти пришёл Александр Невский и прекратил посягательства на их добро со стороны иноземцев. Они начали платить русским дань пушниной, рыбой и оленьими шкурами, а, чтобы было сподручнее собирать эту дань, вплотную занялись оленеводством.

В советское время традиционный уклад жизни саамов подвергся ещё одному испытанию. Принудительная оседлость и насаждаемая сверху коллективизация привели к тому, что мужчина вынужден был уходить на промысел без семьи, а, следовательно, он не мог в полной мере передать свои традиционные знания и накопленный предками опыт детям.

В итоге в начале XXI века лишь десятая часть российских саамов по-прежнему занималась оленеводством.

Саамы России после распада Советского Союза добились для себя статуса коренного малочисленного народа, который закреплён в том числе в Уставе Мурманской области.

Большая часть саамского населения сегодня проживает в Мурманской области — своеобразным культурным центром саамов стало село Ловозеро, где действует Музей саамской истории и культуры, собственная община есть в том числе и в поселке Териберка. 

Социальная организация саамов

Основной ячейкой социальной структуры у кольских саамов была община (сийт). Сийт обладал общими угодьями.  Постепенно термин «сийт» был заменен на «погост», активно использовавшийся в Кольском уезде для обозначения небольших саамских поселений.

В конце XIX в. для саамов обычной была простая малая семья. К этому времени лишь в некоторых местностях сохранялись большие семьи. Как отмечают этнографы, обычно сыновья после женитьбы отделялись от отца и заводили своё хозяйство. Только если у родителей был один сын, он оставался вместе с ними до смерти. Характерной традицией было то, что нередко, прежде чем основать свое хозяйство, молодой муж должен был определённое время (иногда до года) отработать в хозяйстве у тестя.

«В прошлом главой саамской семьи всегда был мужчина, но положение женщины в семье было довольно свободным», — отмечает известная исследовательница материальной культуры саамов Т.В. Лукьянченко.


Саамская семья. Посёлок Ловозеро. 1929 г

Жена была единственной помощницей мужа, она не только выполняла необходимую работу по дому и занималась воспитанием детей, но и участвовала в промыслах (рыбной ловле, иногда даже оленеводстве).

Работу в семье нельзя было строго разделить на женскую и мужскую. Нередко можно было встретить саамскую женщину, которая ехала в лес за дровами или пасла оленей, а также и саама, занимавшегося приготовлением пищи или починкой одежды. Это также делало положение мужа и жены в семье равным. 

Традиционные саамские верования

Несмотря на активную христианизацию и постройку церквей в саамских погостах, среди саамов долго сохранялись дохристианские верования и обряды.

Одним из основных стереотипов восприятия саамов с древнейших времен являлись представления о магических способностях этого народа.  Слава о саамских шаманах — нойдах распространилась далеко за пределы Лапландии, они были известны как повелители погоды, властители бурь, врачеватели больных, а особенно славились как хорошие предсказатели судьбы. Часто упоминаемый сюжет —  призвание Иоанном Грозным в 1584 году чародеев из Лапландии для объяснения явления кометы.

Что же такое сейд?

С древности саамы были язычниками, поклонялись сейдам, от которых, как они верили, зависели успех на промысле и благополучие жизни. Огромные камни, установленные «на подставках», разбросаны по всему северу Кольского полуострова. «На вопрос, что означает сейд, саамы дают неопределённые ответы: «Это камень такой, как будто человек». Чтобы задобрить сейдов, им приносили в жертву часть охотничьей добычи.

Почему саамы обожествили камни и скалы? На этот вопрос попытался ответить исследователь В. Визе: “Только тот, кто сам бывал в Лапландии, видел эти фантастические очертания лапландских скал, озаренных то полуночным солнцем, то северным сиянием, вслушивался в царящее кругом молчание, в котором как бы застыла вся природа, он поймет, какое огромное влияние эта, иногда чудовищно-сказочная природа должна была оказать на первобытного лопаря”.

Хранитель Сейдозера

В саамской мифологии великое множество персонажей. Озера и горы полны древних легенд. Вот одна из них, связанная с Куйвой – хранителем о священного Сейдозера.  «В древние времена пришёл на саамские земли великан-охотник Куйва. Долгое время наводил он страх и ужас на местное население. И устали люди, и взмолились богам, прося о помощи. Услышали боги молитвы людей и испепелили великана Куйву молниями из вод священного Сейдозера. И с тех пор остался след испепелённого Куйвы на отвесной скале на берегу Сейдозера».

Фигура имеет форму человека и высоту 74 метра. Ее барельеф выступает из стены на 3-4 метра в некоторых местах, и это очень хорошо видно, особенно зимой. Куйву зовут ещё «Танцующий лопарь» — если плыть по озеру и смотреть на барельеф, то кажется, что он двигается.
В 1923 году Ферсман обследовал изображение Куйвы и уверенно заявил, что фигура великана имеет естественное происхождение и образуется комбинацией лишайников, мхов и мокрых потеков на скалах.
Но вот странно. Ферсман был в тех местах давным-давно. С тех пор прошло уже более 90 лет. Скалы выветриваются, опадают, но фигура Куйвы остаётся.
Саамы, оказавшись вблизи этих мест, стараются вести себя тихо и не думать о Куйве плохо.

Культ оленя

В духовной культуре саамов важнейшую роль играл образ оленя. Олень кормил, одевал саама, являлся способом передвижения, сопровождал саама от рождения и до смерти.

По легенде, первопредок саамов – бог-олень Мяндаш. Однажды он взял в жены земную девушку. У пары родились дети-оборотни, которые могли принимать облик человека и оленя. Вскоре бог ушел с оленями. С ним ушла и его жена, а дети стали прародителями саамского рода.

Календарь саамов

В дохристианскую эпоху люди определяли время по важнейшим событиям года. Оленеводы саамы– по циклу жизни оленей. Благодаря оленям появился саамский «календарь». В нем восемь времен года. Каждый из этих сезонов связан с определенным циклом жизни оленей. Например, один из весенних месяцев называется: «месяц олененка», а последний летний месяц -– «месяц линьки».

Жилье саами

Кувакса 

Кувакса (кувоксе, коввас) в переводе с языка коренного народа Кольского полуострова – саамов — значит «переносное жилище». Оно использовалось на временных стойбищах, устанавливалось в закрытых от ветров местах, вблизи озер или рек.


Вид из куваксы

Кувакса представляла собой конусообразный каркас из 8–12 или 18–20 тонких шестов, соединенных связанными вершинами, на которых натягивался чехол из оленьих шкур, бересты или парусины (позднее — из брезента или больших кусков сшитой мешковины). Вверху оставляли отверстие, через которое выходил дым и проникал свет. Пол устилался хвойными и березовыми ветками, оленьими шкурами. Входом служило небольшое отверстие, прикрываемое свободным концом материала, которым покрывалась кувакса.

В центре куваксы располагался очаг, основанием которой служил железный лист, положенный на два бревна. Рядом на досках складывались продукты питания, чайная и столовая посуда. По окружности располагались спальные мешки из оленьих шкур – ровушки, ровы. За спальным местом клали запасную одежду. Мебель состояла из низкого стола.

Тупу

Тупу – небольшой низкий сруб с маленькими окнами и дерновой (земляной) крышей, начали строить ближе к XIX столетию.

В описание тупы Чарнолуским читаем: «На краю погоста стоит маленькая хибарка – тупа. Она даже не имеет сеней: дверь из неё отворяется прямо на улицу. Густая копоть и сизый дым заслоняют тусклый свет из единственного стекла в окне … Избушка была так мала, что мне с трудом удалось в неё втиснуться. В углах на полу намело снег, в щелях потолка проступал иней». Со временем тупа всё больше становится похожа на русские срубные постройки.


(Об этом свидетельствует фотография). Мурманский окр. 1928 г. Саамы

Саамская национальная кухня

Лапландка из сказки Андерсена «Снежная королева», чтобы помочь Герде, написала записку финке на сушеной треске. И верно: у саамов рыболовство – один из главных промыслов. Узнаем, чем еще угощают коренные жители Кольского полуострова.

Рыбный сезон

Не только треска украшает стол саамов, но также сиг, щука, налим и даже семга. Рыбу вялят, сушат, запекают в тесте, реже – солят. Если коптят, то под крышей жилища.

Жарят рыбу саамы по особому рецепту. Крупные ее куски солят, накалывают на палочки и втыкают в землю возле открытого огня. В саамском меню раньше была и «рыба с душком». В одних поселениях рыбу на некоторое время зарывали в землю, чтобы она слегка испортилась, в других – солили, но немного недосаливали (с той же целью). И еще одна неотъемлемая часть саамской кухни – ржаная мука. Куда ее только не добавляли! В блюда из рыбы – в том числе.

В старину саамы в рыболовный сезон заготавливали на семью до 30 пудов рыбы – то есть 480 килограммов, почти полтонны!

В традиционную саамскую уху сначала закладывается голова, затем кусочки туловища и только потом хвост. «Чтобы рыба шла в сети, а не из них», – гласит старинная примета. Добавляют саамы в уху и ягоды – морошку, чернику или воронику, которую называют «саамской картошкой» за питательность и частоту употребления. Принято вначале съесть куски вареной рыбы, а затем уже выпить бульон.

Зимнее меню

Оленеводство – еще один традиционный промысел кольских саамов. С давних времен олени помогают человеку в охоте на диких оленей, перевозят грузы, а также дают молоко и мясо. Так с сентября-октября рыбные блюда сменяются мясными.

Традиционное хозяйство саамов сочетает оленеводство, рыболовство и охоту. Поэтому основа зимнего стола – оленина. Также в меню есть блюда из дичи.

Оленину коптят, вялят, жарят, варят и даже едят сырой. Практически ничего не выбрасывают – вся туша идет в ход, в том числе внутренности. Мясо считается диетическим, а кости и олений жир – деликатесами.

Один из саамских специалитетов – маль – похлебка из рыбы, мяса или того и другого разом. Бульон доводят до кипения и вливают в него муку, разведенную холодной водой, а затем добавляют морошку или воронику.


Традиционное блюдо саамов – бульон из оленины (костей). Зачастую его пьют вместо чая.

Ягоды по-саамски

Морошка-саамская «картошка»

В конце лета наступает пора заготавливать ягоды: морошку, воронику, бруснику, чернику, голубику… Их замораживали, проваривали с солью, запекали, варили в сыворотке от оленьего молока, чтобы пить как лекарственный отвар.

Самым популярным саамским блюдом по праву считается салат нюввт – к отварной размятой рыбе добавляют морошку в пропорции 1 кг – 1 стакан.

Саамы делают заготовки ягод непривычным способом – ягоду укладывают в тару и чуть придавив (чтобы «дала» сок), оставляют на зиму, а иногда перемешивают с растопленным оленьим жиром. Последнее, кстати, не только способ консервации, но и готовое блюдо, «глазированные ягодки» можно есть так или подать к бульону или ухе, что сделает похлебку более наваристой и придаст чуть терпкий лесной аромат.

Деревянный…хлеб

Часто   саамы вместо хлеба пользовались сушеной сосновой корой, примешивая ее к муке или заготавливая сосновую кашу, приправленную рыбьим жиром. Добывали сосновую кору следующим образом: со срубленной сосны сдирается кора. Далее снимают внутренний (белый) слой коры — флоэму. По сравнению с внешней корой и ядровой древесиной, флоэма содержит в себе меньше несъедобных соединений, таких как лингин и фенол. Содранную белую массу подвешивали над очагом и сушили, затем толкли, и сосновая «мука» была готова.

Национальный костюм

Национальной одеждой мужчин и женщин является юпа (куфт) — суконная или холщовая рубаха прямого кроя. Мужчины подвязывали его кожаным поясом, на котором традиционно висели нож, огниво, кошелек и амулеты. Они также носили рубахи из яркого ситца в комплекте с суконными или кожаными штанами.

Женщины наряжались в рубахи или сарафаны из сатина, дополнялся комплект передником. Зимой основой гардероба становилась одежда из шкур оленей и утепленные суконные шапки. Летом же голову замужней женщины украшает похожая на кокошник шамшура, а девушки носят повязку в виде цилиндра.  У мужчин это неизменная шапка с четырьмя концами на макушке и пестрыми ленточками у основания. Экстравагантный головной убор имеет не менее впечатляющее название – шапка четырех ветров. Каждый угол соответствует стороне света.

В качестве обуви выступают каньги, основу которой составляют мех или замша из оленей шкуры. В холода используют яры — высокие меховые сапоги.

Саамские песни – древняя стихия ритма

Йойут — музыка народа саами, форма песни. Это почти исключительно вокал ( иногда под аккомпанемент бубнов).

Изучавший саамскую музыку В. Ю. Визе в 1911 году писал: «Я позволю себе сказать несколько слов о своеобразной манере пения лопарей. Прежде всего, в пении лопарей обращает на себя внимание непомерная вибрация, которой они поют каждую ноту. Эта вибрация настолько сильна, что иногда бывает трудно уловить определенный тон: звук все время как бы качается вверх и вниз, задевая соседние полутоны.

Вторым характерным свойством лопарского пения является постоянная смена грудных звуков горловыми; создается впечатление, как будто поющий лопарь все время срывается. Когда лопарь начинает петь, он вначале поет без слов, употребляя на каждом звуке все один и тот же слог «лы-лы-лы». Затем постепенно он начинает вводить в песнь слова, время от времени вставляя снова это «лы-лы-лы».

На вопрос, что это «лы-лы-лы» означает, певец отвечает, что «ничего не значит, а поется для того, чтобы разойтись». Чтобы почувствовать красоту этих песен, надо лишь на время отключить разум и отдать себя на волю древней стихии музыки и ритма.

Саамы о смысле жизни человека

Вот как говорится в легенде о предназначении саамского народа: «Деды и прадеды учили нас: «Землю надо беречь. Как она досталась нам в поросли трав и во мхах, поросшая кустами и всякой зеленью, так и беречь её надо зелёную. Будешь беречь и холить землю зелёную, весёлую – и сам будешь сыт, здоров и весел человек. Не правда ли, достойная цель?

Сегодня мы познакомились с одним из народов нашей огромной многонациональной страны. До новых встреч, дорогие читатели!