|  | 

Киноклуб "Объектив"

«Список Шиндлера»

img-responsive

Год производства: 1993

Страна: США

Жанр: драма, биография, история, военный

Режиссер: Стивен Спилберг

Сценарий: Стивен Зеллиан, Томас Кенилли

Продюсер: Ирвинг Гловин, Кэтлин Кеннеди, Бранко Лустиг

Оператор: Януш Камински

Композитор: Джон Уильямс

Художник: Аллан Старски, Анна Б. Шеппард

Монтаж: Майкл Кан

Премьера в Росcии: 21 мая 1994

Премьера в мире: 30 ноября 1993

SCHINDLER’S LIST, Embeth Davidtz, Liam Neeson, 1993, (c) Universal

«Список Шиндлера» – экранизация романа Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера», снятая американским режиссёром Стивеном Спилбергом в 1993 году. Книга и фильм основаны на реальной истории немецкого бизнесмена Оскара Шиндлера, который предоставил более чем тысяче польских евреев рабочие места на своей фабрике, что спасло тех от участи узников лагерей смерти. В главных ролях снялись Лиам Нисон, Ральф Файнс и Бен Кингсли.

Действие фильма разворачивается в нацисткой Германии. В 1939 году ведётся регистрация всех евреев и переселение их в отдельные гетто. Предприниматель из  Германии Оскар Шиндлер (Лиам Нисон) приезжает в Краков, чтобы открыть фабрику по производству эмалированных изделий. Шиндлер с лёгкостью заводит полезные знакомства с членами СС и высокопоставленными людьми из немецкой армии, а также поддерживает полезные связи при помощи шикарных ужинов в самых весёлых ресторанах. Таким образом он получает разрешение на открытие своего бизнеса. Чтобы получить необходимую сумму денег, Шиндлер обращается к еврейским богачам, которые владеют капиталами, но из-за притеснений немецких властей не могут свободно распоряжаться им. За эти деньги евреи будут получать товары фабрики Шиндлера, которые можно будет обменять на другие нужные вещи.

Стивен Спилберг признавался, что готовился к съёмкам этого фильма с 1983 года, почти 10 лет, потому что не чувствовал себя способным рассказывать о Холокосте в возрасте 37 лет. По сходным причинам от участия в фильме отказались многие актёры, среди которых Харрисон Форд, Тим Рот и Жюльетт Бинош.

Оскар Шиндлер открывает фабрику, а управляющим назначает одного из членов местного еврейского совета – Ицхака Штерна (Бен Кингсли). Штерн соглашается на эту работу, видя в ней единственный способ помочь своему народу. Он помогает многим евреям подделывать документы, подтверждающие их квалификацию для работы на фабрике. Для многих обитателей гетто эта работа – единственная возможность выходить за его пределы. Бизнес Шиндлера развивается очень успешно, чему способствует и покровительство армейских чинов, и предпринимательский талант Шиндлера, и организаторские таланты Штерна.

Прообразом Ицхака Штерна стал Марсель Голдберг. Споры о бескорыстности его работы по помощи в составлении списка ведутся до сих пор, однако непосредственно Шиндлер признан государством Израиль Праведником Мира (так называется титул, которым награждается человек нееврейского происхождения, спасший большое количество евреев, рискуя собой).

Положение краковских евреев становится бедственным, когда в Краков приезжает офицер СС Амон Гет (Ральф Файнс) и перевозит обитателей гетто в концентрационный лагерь «Плашув», откуда они должны быть направлены в лагерь смерти. Благодаря дружбе с высокопоставленными армейскими чинами Шиндлеру удаётся спасти от Гета рабочих своей фабрики. Производство Шиндлера переносится из Кракова в чешский город Цвиттау-Бриннлитц, куда отправляются вагоны с рабочими и их семьями. По ошибке поезд с женщинами и детьми отправляют в Аушвиц, но Шиндлеру удаётся посредством подкупа командира лагеря спасти и их. Вплоть до конца войны Оскар Шиндлер тратит доход от фабрики на подкуп нацистских военных, чтобы спасти своих рабочих и их семьи. Однако когда наступает Красная армия, Шиндлер вынужден бежать, т. к. ему грозит смерть как рабовладельцу и нацисту.

На золотом кольце, которое евреи вручают на прощание Шиндлеру, выгравированы слова: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». Это цитата из Талмуда. Эта же фраза стала слоганом фильма. Те же слова выгравированы на медалях, которыми награждаются Праведники Мира.

Фильм заканчивается документальной съёмкой, показывающей посетителей могилы настоящего Оскара Шиндлера. Это спасённые Шиндлером евреи, их потомки и актёры, участвовавшие в съёмках фильма. По еврейской традиции, она кладут на могилу не цветы, а камни, что символизирует нерушимость памяти.

В последнем эпизоде на могилу кладет цветы человек, лица которого зритель увидеть не может. Это Лиам Нисон.

Книга Томаса Кеннели «Ковчег Шиндлера», написанная по воспоминаниям выжившего еврея Польдека Пфефферберга, вышла в 1982 году, и вскоре возникла идея экранизации. Изначально, режиссёром должен был стать Мартин Скорсезе, но он отказался, сказав, что только режиссёр-еврей сможет снять этот фильм должным образом. На ранних стадиях разработки проекта и написания сценария им вплотную занимался Билли Уайлдер, который и уговорил Спилберга стать режиссёром фильма. Впоследствии Спилберг предлагал занять режиссёрское кресло Роману Полански, но тот отказался по личным причинам.

Роман Полански жил в краковском гетто и сбежал оттуда в восьмилетнем возрасте, в день ликвидации. Его мать погибла в Освенциме.

Изначально Спилберг предполагал снять фильм на немецком и польском языках, снабдив его субтитрами на английском, но впоследствии от этой идеи пришлось отказаться. Съёмки фильма велись в Польше и продолжались 72 дня, было задействовано более 20 тысяч статистов. Чтобы одеть всю массовку, студия разместила объявления о том, что хочет приобрести одежду военного времени и скупала её у местного населения. Из-за того, что Освенцим признан историческим памятником, Спилберг не мог снимать на его территории, вследствие чего неподалёку была встроена точная копия лагеря и его помещений, и съёмки велись там.

«Список Шиндлера» стал самым дорогим в истории чёрно-белым фильмом: его бюджет составил 25 миллионов долларов. Однако фильм собрал в мировом прокате свыше 320 миллионов долларов, став самым кассовым чёрно-белым фильмом.

Стивен Спилберг отказался от гонорара за съёмки этого фильма по этическим соображениям. Сумму, причитающуюся ему, он направил на создание «Фонда Шоа» («Шоа» – в переводе с иврита означает «катастрофа», такое название принято в Израиле для обозначения Холокоста). Фонд «Шоа» занимается восстановлением и сохранением документальных свидетельств трагедии европейского еврейства в годы Второй мировой войны.

Фильм «Список Шиндлера» удостоился 65 наград и 21 номинации, в числе которых семь «Оскаров».

spisok-shindlera

ОБ АВТОРЕ