|  | 

Духовно-нравственное воспитание.

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА!»

img-responsive

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Масленица – один из самых больших и весёлых праздников на Руси. Он всегда сопровождался безудержным весельем и обильной едой. Праздник Масленицы связан как с языческими, так и с христианскими традициями. В языческие времена Масленица была связана с проводами зимы и встречей весны (и сейчас второе название Масленицы — “Проводы зимы”). Весна воспринималась как начало новой жизни. Тем более, что праздновалась она в день весеннего солнцеворота. С принятием христианства Масленица стала предварять Великий пост. Вы все, наверное, слышали поговорку: “Хоть с себя всё заложи, а Масленицу проводи”.

В действительности, дело было в том, что до 14 века Масленица для славян была еще и встречей Нового года (год начинался с марта). А все мы знаем, как Новый год встретишь, так его и проведёшь. Никто не хотел весь год жить в скуке и нужде, поэтому и была Масленица разгульной и веселой.

Масленица имеет много разных названий: Масленица, Масленая неделя, Широкая Масленица, Сырная неделя, Сырная масленица, Сырная седмица, Объедала, Объедуха, Боярыня – Масленица, Блиноеда, Разорительница, Широкая Масленица, Обжорная, Разгульная, Честная, Весёлая Масленица.

Румяные и круглолицые блины были символами солнца, которое вступало в свои владения. Древние славянские праздники всегда сопровождались разными обрядами.

«Ой, блины, мои блины» песня караоке

ОБРЯДЫ МАСЛЕНИЧНОЙ НЕДЕЛИ

Действительно, самыми главными для них были память о предках, семья и земледелие, поэтому и обряды были поминальными, брачно-семейными и земледельческими.

Какие же поминальные обряды существовали. Накануне Масленицы славяне вспоминали своих умерших родственников и поклонялись душам предков. Первый испечённый блин отдавали нищим или помещали на “духовое окошко” печи, чтобы задобрить духов, приговаривая: “ Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!”

В Масленичные вечера было запрещено прясть, ткать и шить. Всё дело в том, что по древним поверьям, в это время в дом приходили души умерших предков, и их можно было случайно поранить иголкой, ножницами или другими острыми предметами. Во время Масленицы молодёжь часто жгла костры, которые служили приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста.

Костры, которые служили приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста.

Теперь мы поговорим о брачно-семейных обрядах. Масленица – это время свадеб. Считалось, что брак, заключённый во время Масленичной недели, будет долгим и счастливым.

Не вступивших в брак наказывали: на шею холостому парню или незамужней девушке подвешивалось полено, которое символизировало недостающую «половинку». С этой «парой» наказанные должны были ходить целый день до вечера и терпеть бесконечные насмешки.

Женщин, состоящих в браке первый год, запрягали вместо лошадей в сани и заставляли с песнями и прибаутками катать подруг по селу.

А.Н. Третьяков «Смотрины молодых в деревне»

Молодоженам устраивали «смотрины», например, заставляли целоваться у всех на виду.

Одно из важнейших мест занимали земледельческие обряды. В Масленичную неделю было принято всеобщее катание с гор: считалось, что кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, у того и лён будет больше, поэтому в народе говорили, что идут кататься «на долгий лён». Катались и на лошадях, украшенных лентами и колокольчиками. Считалось, что стук копыт “будит” землю. Чем лучше “разбужена” земля, тем богаче урожай. С земледельческими обрядами было связано и сжигание чучела, которое символизировало прощание с зимой.

РИТУАЛЫ МАСЛЕНИЧНОЙ НЕДЕЛИ

Масленица праздновалась семь дней, и каждый из них носил свое название.

Понедельник – Встреча

В былые времена, взяв со своего двора по пучку соломы, жители села складывали их в одну кучу, из которой потом все вместе делали куклу, наряжали её «по-бабски» и возили в санях по улицам, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу, а потом ставили на самое высокое место. Иногда вместо чучела масленицы возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали «пассажирку» в сугроб под всеобщий смех, тем самым как бы «хороня Масленицу”. При встрече Масленицы обязательно пели песни.

1. Ой да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

Ой да Масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую!

2. Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

С понедельника богатые люди начинали печь блины. Бедные же люди начинали печь только с четверга или пятницы.

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки блины!

Вторник – Заигрыш

С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: “У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать”. Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем (горячий напиток из воды, мёда и пряностей), чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Во время катания с гор молодые люди высматривали невест, а девушки суженых.

Среда – Лакомка

Ой, ты Лакомка-Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины –

Едем к теще на блины!

В этот день тёщи угощали блинами своих зятьёв. Был также очень интересный обычай: тёща мазала голову зятя маслом, чтоб был ласковым и к жене “примаслился” (т.е. любил жену и не заглядывался на других женщин).

Четверг – Разгул, Перелом, Широкий четверг

В четверг заканчивалась “узкая” Масленица и начиналась “широкая”. Именно с этого дня начиналось всеобщее празднование Масленицы. Все жители сёл и деревень устраивали хороводы, балаганы, весёлые игры и пирушки. В этот же день проводились кулачные бои. Иногда для боя полагались специальные меховые рукавицы и толстые шапки, чтобы противники в пылу битвы не покалечили друг друга.

В старину было три вида кулачных боёв:

— “сам на сам” (бой один на один);

— “стенка на стенку” (часто в таком бою бились улица на улицу или деревня на деревню). По старинной примете, чья деревня победит, в той и урожай будет больше;

— “сцеплялка – свалка” (каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего “сцеплялся” в битву с другим).

Важным событием четверга было взятие снежного городка – символическая битва весны и зимы.

“Игра начинается так: ребята делятся на две партии – на конницу и пехоту. Конница осаждает город, а пехота защищает его. Устроившись в боевой порядок, конные по данному знаку пускаются во всю прыть на взятие городка, а пешие, вооруженные помелами и метлами, стараются маханием испугать лошадей, чтобы не допустить к городку. Но некоторые из конных, невзирая на сопротивление, прорываются сквозь пехоту и на всем скаку въезжают в ледяные ворота, что и означает – взят городок. Победителя купают в проруби. После чего угощают вином всех ратоборцев, отличившихся в пехоте и коннице. Потом, сломав крепость, возвращаются в деревню с песнями”.

Масленичная неделя почти никогда не обходилась без балаганов, где весь честной народ мог посмотреть представление, и ряженых, чаще всего это были скоморохи и разные животные. Но эта традиция не так уж стара, потому что народные комедии появились в народном быту только в 18 веке.

Пятница – Тёщины вечерки

Пятница давала шанс тёщам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами. Зять должен был лично пригласить тёщу с вечера, а утром – еще и прислать за ней специальных посыльных – “зватых”.

Суббота – Золовкины посиделки

В субботу молодые женщины приглашали к себе золовок (золовка – сестра мужа). Гостей нужно было не только накормить от души, но и одарить.

Воскресенье – Прощёное воскресенье

В масленичное воскресенье

Всё старался старый Тит

Попросить у всех прощенья И ответить: “Бог простит!”

Наши предки просили друг у друга прощение и в ответ слышали: “Бог простит”. Эта традиция дошла и до нашего времени. В знак прощения друг другу обид по давней русской традиции нужно было троекратно поцеловаться.

Завершалась Масленичная неделя сжиганием чучела. Этим действием прогоняли тьму, зиму, смерть. Костер символизировал солнце, которое набирало силу и возрождало природу к жизни.

После сожжения Масленицы оставшийся пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай. В кострах иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, а детям говорили, что в костре сгорели все сытные блюда. Говоря о Масленице, мы не забываем про разные масленичные забавы, которые возникли в разное время, но широко распространены в настоящее время. Сложно представить себе празднование Масленицы без перетягивания каната, “покорения” масленичного столба и ярмарки. Славяне всегда широко праздновали Масленицу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М.: Высшая школа, 1982.

2. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. – М.: Олма-Пресс, 1999.

3. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия. – М.: Рипол Классик, 2003. 4. Русское народное поэтическое творчество.– М., 1971.

shirokaja-maslenica-3

ОБ АВТОРЕ