Великий кукольник, добрый волшебник с сердцем ребенка

Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас на наше мероприятие Лики России «Великий кукольник, добрый волшебник с сердцем ребенка», которое посвящено Сергею Владимировичу Образцову. 5 июля 2021 года исполнилось 120 лет со дня его рождения.

Это был не только режиссер и актер, но и писатель, певец, фотограф, путешественник, коллекционер, зоозащитник, театральнымй деятель. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1971). Лауреат Ленинской (1984) и Сталинской премии второй степени (1946).

Сергей Образцов родился 22 июня (5 июля по новому стилю) 1901 года в Москве.

Стать кукловодом, Сергей захотел еще в детстве, после того как мама купила ему первую куклу, которая одевалась на руку. Будучи студентом, он начал изготавливать кукол и продавать их. Друзья вспоминают: «Вокруг него всегда собиралась целая толпа людей, и не было и дня, чтобы он не продал игрушку».

Но его отец , профессора Владимир Образцов был недоволен, когда выяснилось, что любимый сын Сережа, вместо того, чтобы пойти по стопам отца по научной части, неожиданно потянулся к актерской профессии и захотел стать эстрадным клоуном.

16 сентября 1931 года его пригласили в Дом художественного воспитания детей и предложили возглавить Государственный центральный театр кукол. Четыре года театр был бродячим, собственной сцены не имел. А чтобы сделать новые постановки доступными широкому кругу, театр был «передвижным» — машина с надписью ГЦТК (Государственный центральный театр кукол) развозила актеров по московским дворам, паркам, школам, домам культуры, где и проходили представления

«Секрет куклы заключается в том» — говорил Образцов, чтобы совершенно простая кукла на глазах у зрителей превращалась в настоящего актера».

Все спектакли 1930-х годов ставились для детей. В 1940 году поставлен первый спектакль для взрослых – «Волшебная лампа Алладина», где впервые применены тростевые куклы.

Во время войны Сергей Владимирович Образцов занимался концертной деятельностью, неоднократно выезжал на фронт. В то время постановки были призваны поднимать дух бойцов, но в то же время давали им возможность отдохнуть в промежутках между боями. Несмотря на тяжелые условия, артисты театра постоянно обновляли репертуар и радовали своих зрителей новыми спектаклями. То же самое продолжалось и после войны. Систему режиссерской, актерской работы, он изложил в своих книгах «Актер с куклой», «Моя профессия», «Эстафета искусств», «По ступенькам памяти» и другие. Все эти книги хранятся в библиотеке театра.

Он был не только режиссером и актером, но и чутким, добрым педагогом. Детей он действительно любил, и некоторым людям его «уроки» пригодились на всю жизнь. В 1945 году, после очередного выступления, к нему подошел инвалид и пригласил его к девочке с канарейкой в бомбоубежище.

  8 мая 1945 года на глазах у четырехлетней Греты от шальной пули погибла мама. С тех пор девочка всех боится, почти не ест и не пьет, не разговаривает, забилась в угол. Дедушка не знает, как вывести внучку из шокового состояния. Может быть, господин Образцов согласится как-то помочь? Образцов, не раздумывая, согласился навестить сироту. Правда, чтобы увидеть девочку, Сергею Владимировичу пришлось спуститься в глубокое бомбоубежище, до предела заполненное женщинами, стариками и детьми, ютившимися здесь при тусклом свете керосиновой коптилки. С трудом добрались до места в дальнем углу, где притаилась бедная девочка. Дедушка попытался представить ей русского гостя, но в ответ она еще больше натянула на себя плед. Образцов попросил деда оставить внучку в покое, достал из сумки одну из самых знаменитых своих кукол – малыша по имени Тяпа – и тихо-тихо запел колыбельную песенку. Между тем через какое-то время из-под пледа показалась голова девочки. Увидев куклу, она протянула к ней руки. Продолжая петь, Образцов сделал шаг навстречу ребенку. И вот они уже вместе держат «засыпающего» Тяпу. Сергей Владимирович осторожно, чтобы не нарушить «сон младенца», а главное, не спугнуть девочку, снимает куклу со своей руки, и она остается в объятиях девочки. Теперь она начинает петь свою колыбельную – вероятно, ту самую, с помощью которой еще совсем недавно мама укладывала ее спать. Пение заканчивается, и в полной тишине неожиданно раздается какой-то странный звук, напоминающий птичьи трели. Оказывается, под пледом, помимо Греты, еще и канарейка в красивой клетке. Она тоже жертва только что завершившейся войны: во время бомбардировки лишилась одного глаза и несколько месяцев не издавала никаких звуков. И вот то ли знакомый голос Греты, то ли умиротворяющая мелодия заставила канарейку вновь запеть. Вот таким волшебником был Сергей Владимирович.

Сергей Образцов вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые и сегодня работают в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.   Творческий путь Образцова-режиссёра отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: «По щучьему велению» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-Олень» (1943), «Весёлые медвежата» (1945), «Необыкновенный концерт» (1946), «Божественная комедия» (1961), «Дон Жуан» (1975) и многие другие. Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра.

В 1931 году Образцов создает в Москве Театр кукол, позже получивший его имя (он руководил им 60 лет, до самой смерти). Сам музей, казалось бы, небольшой, но кукол в нем столько, что даже бегло осмотреть всех за время антракта не получается, а после спектакля он уже закрывается. Поэтому лучше приезжать хотя бы за час до начала представления, чтобы полюбоваться на кукол всех времен и народов без преувеличения, это так и есть.

Театр кукол имени Сергея Образцова начинается с фасада и уникальных часов, ставших одним из его символов. Год создания 1970. Часы вместе с «окошками» высотой около 4 метров, а в ширину около трех. Каждый час на часах кукарекает петух и звучит мелодия «Во саду ли, во огороде», а из одного из окошек выглядывает зверь (ослик, кот, сова и т.д.) Вместе все звери появляются только 2 раза в сутки в 12 часов дня и в полночь.

В 2006 году рядом с театром появился памятник его основателю Сергею Образцову. В руке у Сергея Образцова — Кармен, одна из его любимых кукол для сольной программыКукла, которая когда-то просто помогала ему выражать свои эмоции, чувства, вживаться в роли, вдруг стала его самой большой любовью. Он сам не раз говорил, что у них совместная линия жизни. Куклы стали его жизнью, его семьей, его профессией. 

А лучшим памятником С. В. Образцову всегда был и есть детский восторг, и взрослый смех! Великий кукольник жив и сейчас в своих живых куклах. И жизнь эта будет длиться столько, сколько будут выходит сцену его очаровательные создания. И сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть кукольный спектакль «Кот в сапогах», а в заключение мероприятия поучаствовать в мастер-классе по изготовлению куклы для кукольного театра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *