Информ досье «Календарь искусств»

Здравствуйте, наши юные читатели!

Библиотечно-информационный центр имени академика Дмитрия Сергеевича Лихачева предлагает вам познакомиться с творчеством выдающегося культуролога ХХ века, Российского ученого-литературоведа, общественного деятеля, академика РАН, имя которого с особой гордостью носит наш филиал.

В 2021 году Дмитрию Сергеевичу Лихачеву исполняется 115 лет со дня рождения.

Дорогие друзья!

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев — один из великих людей ХХ века. Его научное наследие чрезвычайно обширно и разнообразно.

Среди произведений Лихачева — академические монографии, посвященные различным аспектам истории культуры, от поэтики древнерусской литературы до садово-паркового искусства XVIII–XIX веков, научные статьи и публицистические заметки, комментарии к различным литературным памятникам, рецензии, переводы и многое другое.

Известный актёр, народный артист РФ Игорь Дмитриев так охарактеризовал вклад академика Дмитрия Сергеевича Лихачева в развитие русской культуры: «Гордость русского народа, гордость интеллигенции. Я не знаю, кто сможет занять его место, и кто сможет иметь право говорить так         о любых проблемах российской культуры с таким знанием и с такой болью        за нее…»

Дмитрий Сергеевич Лихачев прожил трудную, но очень интересную жизнь.

Детство, школьные годы, университет

Дмитрий Лихачев – человек, которого называли «совестью русской нации». Великий русский ученый стал свидетелем практически всего XX века. Он родился 28 ноября 1906 года в Петербурге. Отец Сергей Михайлович, сын церковного старосты — инженер, работавший в Главном управлении почт            и телеграфов, мать Вера Семеновна, урожденная Коняева — из семьи купцов-единоверцев.

В возрасте 8 лет в 1914 г. Дмитрий Лихачев поступил в школу-гимназию Человеколюбивого общества, откуда родители его забрали через полгода. Следующей осенью он пошел уже в гимназию Карла Мая, которую всю жизнь вспоминал с большой теплотой и благодарностью.

В 1917 году Лихачев продолжил образование  продолжил образование     в Советской трудовой школе имени Л. Д. Лентовской, или просто «Лентовке», где большое внимание уделялось становлению личности учеников, их умению мыслить самостоятельно и независимо, вырабатывая собственное мировоззрение.

В Петроградском государственном университете Дмитрий Лихачев учился на факультете общественных наук, на этнологолингвистическом отделении, где изучались филологические дисциплины.

Студент Лихачев выбрал сразу две секции — романогерманскую                и славянорусскую. Уже на университетской скамье Лихачев самым серьезным образом принялся за изучение древнерусской литературы — литературы по преимуществу церковной. Историографию древней русской литературы он слушал у одного из выдающихся русских археографов Димитрия Ивановича Абрамовича, магистра богословия, бывшего профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, Профессор Абрамович был опытнейшим специалистом по древнерусской литературе. Одна из двух дипломных работ молодого филолога Лихачева была посвящена Шекспиру в России в XVIII веке, другая — «Повестям о патриархе Никоне».

Вот как об этом писал сам Дмитрий Сергеевич: «К древнерусской литературе в университете я обратился потому, что считал ее мало изученной     в литературоведческом отношении, как явление художественное. Кроме того, Древняя Русь интересовала меня и с точки зрения познания русского национального характера. Перспективным мне представлялось изучение литературы и искусства Древней Руси в их единстве…».

До конца 1927 года в Ленинграде еще могли действовать различные студенческие Общества и философские кружки. Собирались члены таких Обществ и кружков где могли — в своих учебных заведениях, в Географическом Обществе и просто у кого-либо на квартире. «Относительно свободно обсуждались различные философские, исторические и литературоведческие проблемы», — вспоминает Лихачев.

Сам Дмитрий Сергеевич был участником студенческого объединения «Космическая Академия Наук». Члены этой «академии» собирались почти еженедельно, нисколько не скрываясь. Дмитрий Лихачев вспоминает: «Володя Раков, мой соклассник по Лентовской школе, пригласил меня бывать у них         в КАНе. Со мной нас было девять: Федя Розенберг его брат Володя Розенберг, Володя Раков и его друг Аркаша Селиванов, Андрюха Миханьков, Петр Павлович Машков (самый старший из нас), Коля Сперанский, Толя Тереховко и я. Нами был провозглашен принцип «веселой науки» – науки, которая не только ищет истину, но истину радостную и облеченную в веселые формы. Кстати, принцип этот давно существует в ученом мире… Ибо сама по себе наука, требующая полной отдачи своего времени и душевных сил, не должна быть скучной и однообразной… Один из постулатов этой «веселой науки» состоял в том, что тот мир, который создает наука путем исследования окружающего, должен быть «интересным», более сложным, чем мир до его изучения. Наука обогащает мир, изучая его, открывает в нем новое, дотоле неизвестное».

На заседаниях делали научные доклады, приправляя их изрядной долей юмора. Дмитрий Лихачев сделал доклад об утраченных преимуществах старой орфографии (пострадавшей в революционной реформе русского правописания 1918 г.). В заглавии этого его несколько ироничного по форме и достаточно серьезного по содержанию доклада о старой орфографии говорится как               о «попранной и искаженной врагом Церкви Христовой и народа российского». За такие словосочетания тогда не прощали… И 8 февраля 1928 г. Лихачев был арестован.

Соловецкая ссылка

Следствие длилось полгода. Дмитрий Лихачев был осужден на 5 лет. Так в 1928 году он оказался в знаменитом Соловецком монастыре, превращенном советской властью в Соловецкий лагерь особого назначения (затем перепрофилированным в Соловецкую тюрьму особого назначения). Дмитрий Сергеевич писал о своем первом (1928–1930) пребывании на этом острове: «Пребывание на Соловках было для меня самым значительным периодом жизни». В лагере Лихачеву пришлось освоить множество «специальностей»: он работал пильщиком дров, грузчиком в порту, электромонтером, рабочим в Лисьем питомнике, ухаживал за коровами                в Сельхозе.

«Чему я научился в Соловках? — спрашивает себя Дмитрий Сергеевич. — Прежде всего, я понял, что каждый человек — человек. Мне спасли жизнь „домушник“ (квартирный вор) и король всех урок на Соловках бандит Иван Яковлевич Комиссаров, с которым мы жили около года в одной камере. После тяжелых физических работ и сыпного тифа я работал сотрудником Криминологического комитета и организовал трудовую колонию для подростков — разыскивал их по всему острову, спасал их от смерти, детей, лишившиеся родителей, — убитых, умерших с голоду, угнанных за границу          с Белой армией… вел записи их рассказов о себе… Из всей этой передряги          я вышел с новым знанием жизни и с новым душевным состоянием. То добро, которое мне удалось сделать сотням подростков, сохранив им жизнь, да              и многим другим людям, добро, полученное от самих солагерников, опыт всего виденного породили во мне какое-то очень глубоко залегшее спокойствие          и душевное здоровье…».

Дмитрий Сергеевич писал: «Жизнь была бы неполна, если бы в ней совсем не было печали и горя. Жестоко так думать, но это так». Еще ученый говорил: «Если человек ни о ком, ни о чем не заботится, его жизнь «бездуховна». Духовную, моральную поддержку заключенным на Соловках оказывали представители православного духовенства, сами оказавшиеся заключенными соловецкого лагеря. Такими «светлыми людьми» для Лихачева стали епископ Виктор (Островидов) и отец Николай Пискановский.

Оставался Лихачев верен и своей научной деятельности. В 1930 г.            в журнале «Соловецкие острова» опубликована его первая научная работа «Картежные игры уголовников». В 1931 году Дмитрий Лихачев в числе других заключенных был вывезен с Соловков: начиналось строительство Беломоро-Балтийского канала, для которого требовалась рабочая сила. Тут ему пришлось стать «счетным работником», потом железнодорожным диспетчером. Долгожданное освобождение состоялось летом 1932 года — на полгода раньше срока благодаря полученному званию «Ударник Беломоро-Балтийского канала».

В блокадном Ленинграде

С 1938 года жизнь Дмитрия Сергеевича неразрывно связана                      с Институтом русской литературы Академии наук СССР — Пушкинским Домом. 11 июня 1941 г. Лихачев успешно защитил кандидатскую диссертацию «Новгородские летописные своды XII века», а всего одиннадцать дней спустя началась Великая Отечественная война. Лихачев явился на призывной пункт, но по состоянию здоровья его отказались призвать на фронт и оставили              в Ленинграде. Вместе с ленинградцами, Дмитрий Сергеевич и его семья (жена Зинаида Александровна и четырехлетние дочери-близнецы Вера и Людмила) испытали страшные тяготы блокадного времени. Лихачев был зачислен              в институтский отряд самообороны и дежурил в Пушкинском Доме во время бомбежек. В 1942 году он был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

В своих воспоминаниях о блокаде Дмитрий Сергеевич пишет: «В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие — злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было. Все было настоящее…». По немногим обмолвкам в его воспоминаниях можно понять, что подчас Лихачев совершал поступки, которые требовали поистине героического самоотвержения. Вот он поддерживает литературоведа В. Л. Комаровича, отдавая ему свою порцию хлеба, подкармливая его сухарями и плиткой глюкозы, вот идет ночью через пустынный морозный город, рискуя упасть и не подняться от истощения, для того, чтобы передать билет на эвакуационный самолет другому своему коллеге — Н. П. Андрееву, вот тратит последние силы для того, чтобы затащить                  в столовую упавшего на ее ступенях человека. Эти и подобные поступки            в условиях, когда каждое лишние усилие приближало к смерти, а каждая лишняя крошка хлеба давала надежду выжить, были настоящим самопожертвованием.

В это тяжелое время Лихачев не прекращал научную деятельность.         В блокадном Ленинграде, в соавторстве с М. А. Тихановой, он написал книгу «Оборона древнерусских городов», увидевшую свет в 1942 году. В июне 1942 г. Лихачев вместе с семьей эвакуировался по «Дороге жизни» из блокадного Ленинграда в Казань. В 1945 г. вышла еще одна его книга, написанная в годы войны, — «Национальное самосознание Древней Руси». В 1946 г. ученый был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

1946 – 1953 годы

Из-за противодействия партийных органов ученого не допускали             к преподавательской работе. Лишь в 1946 г. Лихачеву удалось устроиться на исторический факультет Ленинградского государственного университета,          с которого уже в 1953 г. его «выжили» партийные деятели. Но и за эти шесть лет Лихачев успел завоевать любовь и уважение студентов. Дмитрий Сергеевич читал лекции по древнерусской культуре и древнерусскому летописанию, увлекая своих слушателей миром Древней Руси в то время, когда само занятие медиевистикой (историей Средних веков) выглядело как нечто идеологически неблагонадежное, как «уход в прошлое».

В 1950 г. в серии «Литературные памятники» вышел двухтомный труд Лихачева, где классический памятник киевского летописания, уникальный источник исторических сведений о культурной и политической жизни древнерусского государства — «Повесть временных лет» был переведен             на современный русский язык, с сохранением оригинального строя речи. В этой же серии выпущена книга «Слово о полку Игореве», тоже переведенная            на современный язык.

«Поучение Владимира Мономаха»

Едва ли не самым любимым чтением Дмитрия Лихачева                           из древнерусской литературы были наставления Владимира Мономаха, собранные под заглавием «Поучение Владимира Мономаха». Особенно поражало и удивляло Дмитрия Сергеевича письмо Мономаха знаменитому Олегу Святославичу («Гориславичу», как называет его автор «Слова о полку Игореве», за то горе, которое он принес своими братоубийственными войнами Русской земле). Мономах пишет письмо убийце своего сына. А убитый приходился Олегу крестным сыном. Может быть, он ставит какие-то условия или требует явиться с повинной? «Нет! — пишет Д. С. Лихачев. — Письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того,               он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды».

«Письмо написано с удивительной искренностью, задушевностью           и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу. Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики. Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана».

Исследование памятника древнерусской литературы и перевод            Д.С. Лихачева «Слова о полку Игореве» со старославянского на современный русский язык, с комментариями автора (1950), на многие языки мира признан эталонным учеными разных стран.

«Письма о добром и прекрасном»

Чтобы лучше понять духовный мир и духовный путь Дмитрия Сергеевича Лихачева, можно обратиться также к его «Письмам о добром            и прекрасном». В письме «Что объединяет людей?» Лихачев пишет: «Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания.                В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться               за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи,        за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития».

Круг научных интересов

Дмитрия Сергеевича был необычайно широк. Одно из направлений своих исследований он называл «конкретным литературоведением».                 Оно представлено, в частности, книгой «Литература–реальность–литература» (1981). Это сборник статей, посвященных творчеству: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Блока, Ахматовой, Пастернака и других писателей. Перу Лихачева принадлежит и книга «Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст».

«Заметки о русском» — сохранение памятников православной культуры

А с какой любовью отзывался Дмитрий Сергеевич о православных русских храмах. В «Заметках о русском» он писал, что ему не кажутся правильными банальные характеристики новгородских и псковских церквей как преисполненных только силы и мощи. «Руки строителей словно вылепили их, а не «вытягивали» кирпичом и не вытесывали их стены. Поставили их на пригорках — где виднее, позволили им заглянуть в глубину рек и озер, приветливо встречать «плавающих и путешествующих».

Не противоположны этим простым и веселым строениям и московские церкви. «Пестрые и асимметричные, как цветущие кусты, золотоглавые              и приветливые, они поставлены точно шутя, с улыбкой, а иногда и с кротким озорством бабушки, дарящей своим внукам радостную игрушку. Недаром          в древних памятниках, хваля церкви, говорили: «Храмы веселуются». И это замечательно: все русские церкви — это веселые подарки людям, любимой улочке, любимому селу, любимой речке или озеру. И как всякие подарки, сделанные с любовью, они неожиданны, возникают среди лесов и полей,          на изгибе реки или дороги».

В 1999 г. вышел в свет «Новгородский альбом» Лихачева. Девяносто процентов рисунков этого альбома — изображения храмов и монастырей Великого Новгорода. Рисунки были сделаны ученым еще летом 1937 года. Дмитрий Сергеевич не только писал научно-исторические работы и статьи          о православных русских храмах и монастырях, но и множество раз защищал их от разорения. Он чаще всех (из среды выдающихся деятелей науки и культуры) ходатайствовал о возвращении святынь Русской Православной Церкви.

С 1986 по 1993 гг. Дмитрий Лихачев был председателем правления Советского фонда культуры (с 1991 — Российского фонда культуры). Его подпись стоит под письмом-ходатайством выдающихся деятелей российской науки и культуры о возвращении Оптиной Пустыни Русской Православной Церкви. Это письмо было направлено Генеральному секретарю ЦК КПСС        М. С. Горбачеву в 1987 г., накануне празднования 1000-летия Крещения Руси. 17 ноября 1987 года Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.

«Декларация прав культуры»

В 1995-1996 гг. под руководством Дмитрия Лихачева группой ученых Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов был разработан проект «Декларации прав культуры», публикация которого вызвала широкий общественный резонанс. «Декларация прав культуры» по сути, стала научным и нравственным завещанием академика. «Культура, — писал Дмитрий Сергеевич,— это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей                        и государства».

Книга Дмитрия Лихачева «Русская культура» содержит ряд его последних статей, а также тексты некоторых работ прежних лет, которые ранее — в прижизненно издававшихся сборниках его трудов публиковались                    в сокращении. Эту книгу можно воспринимать как завещание ученого своему народу, особенно же молодому поколению России. В этой книге много ценнейших слов о молодежи и для молодежи. Первая статья в этой книге называется «Культура и совесть». Вторая — «Культура как целостная среда». Из этих небольших работ сложно приводить цитаты. Лучше их прочесть целиком. Вера, совесть, нравственность, культура и жизнь в них предстают         в убедительном единстве.

Именно органичное сочетание веры и знаний, религии и культуры, любви к России и искреннего уважения ко всем народам и людям помогло ему не только сохранить огромную часть российского культурно-исторического наследия, но и стать духовно-нравственным ориентиром для своих сограждан.

Заслуги за научную и общественную деятельность

В 1970 году Дмитрий Сергеевич Лихачев получает звание академика СССР. В период перестройки он занимает должность советника по культуре, ведет насыщенную научную и общественную жизнь.

Дмитрий Лихачев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР (1953) и действительным членом (академиком) АН СССР (1970). Он являлся иностранным членом или членом-корреспондентом академий наук ряда стран: Академии наук Болгарии (1963), Сербской академии наук и искусств (1971), Венгерской академии наук (1973), Британской академии (1976), Австрийской академии наук (1968), Геттингенской академии наук (1988), Американской академии искусств и наук (1993).

Лихачев был почетным доктором Университета имени Николая Коперника в Торуне (1964), Оксфорда (1967), Эдинбургского университета (1971), Университета Бордо (1982), Цюрихского университета (1982), Будапештского университета имени Лоранда Этвеша (1985), Софийского университета (1988), Карлова университета (1991), Сиенского университета (1992), почетным членом сербского литературно-научного и культурно-просветительного общества «Српска матица» (1991), Философского научного общества США (1992). С 1989 года Лихачев являлся членом Советского (позднее Российского) отделения Пен-клуба.

Академик Лихачев вел активную общественную работу. Наиболее значительными для себя академик считал работу в должности председателя         в серии «Литературные памятники» в Советском (позднее Российском) фонде культуры (1986-1993), а также деятельность в качестве члена редколлегии академической серии «Научно-популярная литература» (с 1963 года). Дмитрий Лихачев активно выступал в СМИ в защиту памятников русской культуры – зданий, улиц, парков. Благодаря деятельности ученого удалось спасти от сноса, «реконструкций» и «реставраций» много памятников в России и на Украине.

За свою научную и общественную деятельность Дмитрий Лихачев был удостоен многих правительственных наград. Академику Лихачеву была дважды присуждена Государственная премия СССР – за научные труды «История культуры Древней Руси» (1952) и «Поэтика древнерусской литературы»(1969), и Государственная премия Российской Федерации за серию «Памятники литературы Древней Руси» (1993). В 2000 году Дмитрию Лихачеву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура».

Академик Дмитрий Лихачев был удостоен высших наград СССР               и России – звания Героя Социалистического Труда (1986) с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», он являлся первым кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1998), а также награжден многими орденами и медалями.

Награды и звания

Правительственных и иных наград и почетных званий у Дмитрия Сергеевича не перечесть. Но о некоторых нужно упомянуть обязательно.           В 1996 году (к 90-летию) он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 1998 году за вклад в развитие отечественной культуры он становится первым кавалером вновь учрежденного (то есть восстановленного) ордена Святого Апостола Андрея Первозванного «За веру        и верность Отечеству». Теперь это высший орден России. Госсовет Народной Республики Болгария дважды (1963 и 1977) награждал Дмитрия Сергеевича орденом Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени.

Литературное наследие Дмитрия Сергеевича Лихачева – его книги, статьи, письма и воспоминания имеют большое значение для сохранения            и развития русской культуры, оставаясь лучшим свидетельством о вере, надежде и любви великого ученого и человека.

Память

Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999 года                   в Санкт-Петербурге. 

В том же году имя Д. С. Лихачева присвоено Российскому             научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия.

В 2001 году был учрежден Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачева.

2006 год, год столетия со дня рождения ученого, указом президента России Владимира Путина был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева.

В 2006 г. Фондом имени Д. С. Лихачёва и Правительством               Санкт-Петербурга была учреждена премия имени Д. С. Лихачёва.

25 мая 2011 г. в Москве в атриуме Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино открыт памятник великому ученому.

В Санкт-Петербурге имя Д. С. Лихачева присвоено школе № 47.

Имя Дмитрия Лихачева было присвоено малой планете №2877, открытой советскими астрономами.

Именем Лихачева также названа площадь в Петроградском районе города Санкт-Петербурга.

Человек жив, пока продолжается его род, пока жива память о нем.

Диалог во времени продолжается и значит — труды Дмитрия Лихачева     не пропали даром!

Отечественная культура жива и находится в постоянном развитии,        не теряя своих корней!

Ум и знания академика Лихачева высоко ценились во многих странах, их университетах. Он являлся почетным членом многих ученых советов.        Его авторитет был непререкаем. Он много сделал для возрождения национальных традиций.

Дмитрий Сергеевич первым в новейшей истории России обосновал культуру как духовный базис общенационального бытия, а ее сохранение — как залог душевной безопасности нации.

Огромное количество научных и публицистических работ Дмитрия Сергеевича Лихачева носят педагогический характер, полностью раскрывающие актуальные вопросы образования и воспитания молодого поколения современной России.

Работы ученого, посвященные проблемам культуры, истории                    и литературы, содержат огромный воспитательный потенциал, вносят нравственную основу.

Дмитрий Сергеевич Лихачев никогда в своей жизни не изменил своим нравственным и духовным принципам.

Его слова, и знания по истории и словесности дают юным поколениям знания и право на гордость за прошлое и надежду в великое будущее.

Он любил и работал во благо своей Родины.

Дорогие друзья!

Мы приглашаем вас принять участие в конференции «Лихачев и его эпоха», посвященной 115-летию со дня рождения Д.С. Лихачева, межрегиональной сетевой библиотечной акции «Читаем письма Д.С. Лихачева». В ноябре 2021 года будет проведен день информации «Д.С. Лихачев – хранитель русской культуры».

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *