Сказочная страна Александра Роу

Это кино вечное, ведь любой фольклор имеет приметы своего времени,

которых мы, воспринимающие его современными глазами,

можем и не замечать…

Александр Роу проник в самую суть русского фольклора,

поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты.

Это один из самых добрых режиссеров мирового кино…

Н. Клейман

Александр Артурович Роу – заслуженный деятель искусств РСФСР, советский кинорежиссер и сказочник.

Его отцом был ирландец Артур Говард Роу (Rowe) — ирландский инженер, который в 1905 году приехал по контракту в Россию налаживать мукомольное производство. Женился на гречанке. В 1914 году Артур Роу вернулся на родину, оставив в России семью. Сын Александр родился в Юрьевец Костромской губернии (ныне — Ивановская область).

    С 10 лет Александру пришлось работать для поддержки больной матери — он торговал мелкой кустарной галантереей. Окончил семилетку и по совету матери, поступил в промышленно-экономический техникум.

    С 1921 работал в агиттеатре «Синяя блуза». Из техникума перевёлся в киношколу имени Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им. М. Н. Ермоловой (окончил в 1934 году).

    Александр работал на киностудии «Межрабпомфильм» ассистентом у Якова Протазанова на съёмках фильмов «Марионетки» (1934 г.) и «Бесприданница» (1937 г.) и у других режиссёров.

     С 1937 года Александр Артурович назначен режиссёром киностудии «Союздетфильм» (затем — киностудия имени Горького). С этого времени Роу стал одним из немногих отечественных режиссёров, посвятивших свою творческую жизнь созданию.

   Его фильмы наполнены сказочными героями, музыкой, волшебными чудесами…

Нет в искусстве ничего полезнее для детей, чем сказки.

А. Роу

    Режиссёр поставил более 20 детских фильмов по мотивам русских народных сказок. Все фильмы-сказки Александра Роу очень добрые и родные, они увлекают детей в мир поэзии, в чудесный таинственный мир, где герой борется за правду и где добро всегда побеждает зло.

    Русская народная сказка уходит своими корнями в вечную народную мудрость, поэтому и фильмы-сказки Александра Роу принадлежат вечности.

    Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны (рядом можно поставить только имя Александра Птушко).

     Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен с настороженностью — не мистика ли это? что за намеки?

Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотречённости и родной земле.

   В 1939 году Александр Роу снял «Василису Прекрасную», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр.

    Фильм «Василиса Прекрасная» показывает путь воина: становление молодого человека от недалекого крестьянского сына до могучего бойца, вступившего в схватку с очень страшным злом, самим Змеем Горынычем, который в русской сказке — олицетворение всего самого наихудшего и наистрашнейшего. По сути «Василиса Прекрасная» стала в Советском Союзе первым жанровым хитом.

С какой серьезной последовательностью Роу прослеживает судьбу Ивана, путь его становления настоящим защитником, воином земли русской! Для детского кино, каким и считается «Василиса», это весьма здорово. Хотя реально назвать подобное кино полностью детским как-то язык не поворачивается, и не только потому, что здесь нет детей-актеров, здесь всё серьезно, опасность серьезная, и прочее. Просто в этих фильмах всё по-настоящему, а какой зритель скажите не любит чтобы было по-настоящему? К тому же снимался фильм восемьдесят лет назад без компьютерной графики, и трюки, сделанные в нем, завораживают тем же настоящим.

    «Кащей Бессмертный» снят в 1944 году. Эпическая сказка, снятая в годы Второй Мировой войны. Аллегория Гитлера — Кащей одерживает сокрушительное поражение от двух богатырей, символизирующих народы России.

Русские богатыри Никита Кожемяка и Булат Балагур спасают землю русскую от вражьих полчищ Кащея Бессмертного и освобождают красавицу Марью Моревну.

     Одна из первых сказочных экранизаций, в оригинальной черно-белой версии, которая сохранилась до наших дней и не потеряла своего очарования.

Дуэт С. Столярова и Г. Милляра, созданный в 1939 г, имел продолжение в «Кощее Бессмертном», где образ врага ассоциировался с фашизмом, а его рисунок приближался к фигурам ранней готики. А Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме. Например, в фильме «Василиса Прекрасная» он сыграл гусляра, старика-отца и Бабу-ягу.

    От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актёры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» — всё. А на их недоумённые возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актёрское образование». Но у него был свой постоянный набор актёров, среди которых он старался распределить основных персонажей.

    Александр Артурович Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в весёлую сказочную феерию.Лучший фильм Александра Роу «Морозко» 1964 года наглядно демонстрирует всё перечисленное выше. Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов.

    «Морозко» — замечательная новогодняя сказка из славянского фольклора. Фильм снят хорошо: яркая картинка, отлично переданный дух древнерусской деревни, ненавязчивая мораль, настоящая суровая и вместе с тем сказочная зима, колоритные персонажи.

    Иванушка изначально показан нам высокомерным и самовлюблённым типом, в голове которого происходит переоценка ценностей только после того, как он сталкивается с большими проблемами и трудностями.

    Настя благодаря своей доброте душевной обретает счастье, в то время как её сестра, наглая, капризная и злая, остаётся у разбитого корыта. Как и её коварная и меркантильная мать.

    Такие фильмы надо смотреть в раннем возрасте, чтобы понять и воспринять, научиться доброте и неравнодушию к людям.

    Прекрасно и музыкальное сопровождение, конкретно песня Насти «Сиротка» в  исполнении Жанны Бичевской.

    Фильм «Финист – Ясный Сокол», снятый по сценарию Роу и с утверждёнными им актёрами, вышел в прокат в 1975 году, уже после смерти сказочника.

     С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю.

Фильмография Александра Артуровича Роу:

вариации на темы русских народных сказок:

«Василиса Прекрасная» (1939 г.)

«Кащей Бессмертный» (1944 г.)

«Марья-искусница» (1959 г.)

«Морозко» (1964 г.)

«Огонь, вода и медные трубы» (1967 г.)

«Варвара-краса, длинная коса» (1969 г.)

«Золотые рога» (1972 г.)

«Финист – ясный сокол» (1975 г.) фильмы-сказки по классическим произведениям русской и мировой литературы:

«Конёк-Горбунок» (1941 г.) по сказке Н. Ершова

«Новые похождения Кота в сапогах» (1958 г.) по пьесе Сергея Михалкова «Смех и слёзы» «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961 г.) Николая Гоголя

 «Королевство Кривых Зеркал» (1963 г.) по повести Виталия Губарева.

    В 1993 году организован Фонд детского кино имени Александра Роу (Москва).

    Предлагаем вам посмотреть фильм Александра Артуровича Роу, вошедший в золотой фонд отечественного кино — «Кащей Бессмертный» 1944 года в оригинальной черно-белой версии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *