Что прекрасней песен о цветах и звездах?

Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Родители умерли рано, и детство писателя прошло в доме деда Василия Каширина. Дед научил мальчика чтению по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

Летом 1884 года шестнадцатилетний Алексей Пешков отправился в Казань в надежде поступить в университет. Однако за недостатком средств он ограничился активным общением со студентами, посещениями кружков самообразования, сходок. В это время он зарабатывал себе на жизнь поденной работой: был чернорабочим, грузчиком, пекарем.

     С лета 1888 по октябрь 1892 года Горький странствовал «по Руси». За четыре года он исходил всю Южную Россию — от Астрахани до Москвы, побывал в Южной Бесарабии, Крыму и на Кавказе. Он батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских.

В эти годы Горький приобрел немало знакомств в среде творческой интеллигенции, пережил увлечение народничеством, толстовством и социал-демократическими учениями, писал стихи и прозу. В сентябре 1892 года в газете «Кавказ» (Тифлис) был напечатан его рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом «М.Горький».

   До 1909 года Горький по своим взглядам ближе всего стоял к большевикам. В 1909 году, благодаря своей симпатии к «впередовцам» и «богостроителям», он разошелся с Лениным. После февральской революции основал, вместе с рядом левых социал-демократических публицистов и литераторов, интернационалистическую газету «Новая жизнь», которая стала объединяющим центром своеобразного течения в социал-демократической партии, получившего название «новожизненского».

Октябрьскую революцию «Новая жизнь» и сам Горький встретили с пессимизмом, предрекая ее скорый провал. В первые недели и месяцы после революции писатель выступил с циклом статей под общим заголовком «Несвоевременные мысли», в которых резко критиковал взятый Лениным курс, подчеркивал преждевременность революции и ее разрушительные последствия. Политика насилия и кровь, пролитая большевиками, испугали Буревестника, хотя лично он находился при новой власти в привилегированном положении. Горький высказывался в защиту буржуазной прессы, находя, что именно особенности переходного периода требуют свободного соревнования различных политических партий. Однако уже в 1919 году он сделался горячим сторонником Советской власти.

Как писал Евгений Замятин: «Писатель Горький был принесен в жертву: на несколько лет он превратился в какого-то неофициального министра культуры, организатора общественных работ для выбитой из колеи, голодающей ин­теллигенции…»

    Никакая это была не жертва, сам Максим Горький по личной воле играл роль жреца-спасителя, и эта роль ему нравилась. Он действительно многим помогал и многих спас от ЧК, не случайно у него не сложилисьотношения с лидером петроградских большевиков Зиновьевым. Клевала Горького и партийная печать. Журнал «На посту» прямо заявлял, что «бывший Главсокол ныне Центроуж».

Однако сами большевики не считали его близким себе по духу, и с 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после крайне настойчивых советов Ленина. Горький поселился в Сорренто (Италия), но не прерывал связей с молодой советской литературой (Л.М.Леонов, В.В.Иванов, А.А.Фадеев, И.Э.Бабель). Написал цикл «Рассказы 1922-1924 годов», «Заметки из дневника», роман «Дело Артамоновых».

    За границей Максим Горький переосмысливал пережитое в революционной России и хмуро писал Ромену Роллану: «…меня болезненно смущает рост количества страданий, которыми люди платят за красоту своих на­дежд».

     В Италии была совсем другая жизнь. В его доме всегда находились постоянные жильцы, гости и приживальщики. За помощью к Алексею Максимовичу обращались многие эмиг­рантские писатели. Он всем помогал, всех кормил, а на себя тратил ничтожную малость: папиросы да рюмка вермута в уг­ловом кафе на единственной соррентинской площади. Полю­бил он фейерверки, праздники, которыми была богата жизнь в Италии. Все это дало повод съехидничать Василию Розано­ву в одном из писем: «Наш славный Massimo Gorki».

И все же Россия тянула к себе Горького, к тому же новый хозяин страны Сталин предпринимал немалые усилия, чтобы заполучить писателя, побудить его к возвращению. Горький со своей популярностью, авторитетом, влиянием и значением в мировой культуре должен был украсить фасад СССР. Гума­низм Горького, по идее Сталина, должен был прикрыть пре­ступления режима.

Интересно читать переписку Сталина и Горького. Писа­тель написал вождю более 50 писем, а все, кстати, эпистолярное наследие Горького составляет гигантскую цифру — 10 ты­сяч писем, из которых до сих пор не опубликовано более 15 процентов.

     В конечном счете Горький и был пожертвован как пешка, когда выполнил свою функцию гуманистической вывески Советской страны и стал раздражать своим чрезмерным человеколюбием. Но это произошло не сразу. Поначалу Горькому всё понравилось по возвращении на родину. Он верил в происходящие в стране про­цессы и ни на секунду не допускал, что они сфабрикованы.      Клеймил «врагов народа»: «Если враг не сдается — его унич­тожают» — печально знаменитая статья Горького в «Правде» от 15 ноября 1930 года. Дружил с наркомом внутренних дел Ягодой. «Освятил» рабский труд заключенных на Беломор­канале. Провел Первый съезд советских писателей. Он много сделал позитивного для Сталина и Страны Советов. Был за это возвеличен и восхвален (город Горький, улица Горького, театр имени Горького и т. д.). Жил Горький в своеобразной золотой клетке, бдительно охраняемой НКВД, многое не уви­дел и многого не понял, но постепенно начинал прозревать, ведь не случайно, что он так и не написал панегирик Сталину, которого от него так ждали. Рука не поднялась?

«Предлагаю назвать нашу жизнь Максимально Горькой», — как-то пошутил Карл Радек. Но писателю было не до шуток. Отношения с вождем становились все более напряженными: оба — Горький и Сталин — разочаро­вались друг в друге.

Горький дважды пережил драму личного сознания: в на­чале революции, в 1917 — 1918 годах, и в середине 30-х, на взлете строительства социализма. Судя по письмам и выска­зываниям, он горько жалел, что стал соавтором и соучастником величайшего иллюзиона XX века — строительства государст­ва справедливости и правды, счастливого единения рабочих и крестьян при массовом истреблении остальных «враждебных» классов.

     В 1933 году Горький переехал в Москву. По его инициативе были созданы журналы «Наши достижения» (1929-1936) и «Литературная учеба» (1930-1941), издание «История фабрик и заводов», выпустившее в 1931-1933 годах около 250 книг различного характера, издание «История гражданской войны», выпускался литературно-художественный альманах, была учреждена серия «Библиотека поэта».

Горький сыграл ключевую роль в образовании Союза советских писателей, явившись организатором и председателем I Всесоюзного съезда советских писателей (1934). По инициативе Горького был основан Литературный институт, затем названный его именем.

Горький умер накануне приезда в Москву двух интеллек­туалов Запада — Андре Жида и Луи Арагона, 18 июня 1936 года. Весьма вероят­но, что он высказал бы им все наболевшее. Но эта «исповедь» не состоялась. Зловещим знаком предупреждения стала ката­строфа гигантского самолета «Максим Горький», случившая­ся за год до смерти писателя — 18 мая 1935 года.

 Произведения Максима Горького:

  • 1892 год — написал свой первый рассказ — «Макар Чудра», опубликованный в тифлисской газете, и поэму «Девушка и смерть» (напечатан в 1917);
  • в 1898 выходят в свет «Очерки и рассказы» Горького, сделавшие его широко известным в России. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм («Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»);
  • в 1899 был опубликован роман «Фома Гордеев», выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса;
  • в 1901 — 1902 гг. написал свои первые пьесы «Мещане» и «На дне», поставленные на сцене МХАТа. В 1904 — пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары»;
  • в начале 1906 г. прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты «Мои интервью» и очерки «В Америке»;
  • 1906 г. — пьеса «Враги» и роман «Мать». В этом же году Горький едет в Италию, на Капри, где живет до 1913 года, все силы отдавая литературному творчеству. В эти годы написаны пьесы «Последние» (1908 г.), «Васса Железнова» (1910 г.), повести «Лето», «Городок Окуров» (1909 г.), роман «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910 – 1911 гг.);
  • в 1921 г. Горький по настоянию Ленина едет лечиться за границу (возобновился туберкулез). Продолжает много работать: заканчивает трилогию — «Мои университеты» («Детство» и «В людях» вышли в 1913 – 1916 гг.), пишет роман «Дело Артамоновых» (1925 г.). Начинает работу над книгой «Жизнь Клима Самгина», которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 г. Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обращается к драматургии: «Егор Булычев и другие» (1932 г.), «Достигаев и другие» (1933 г.).
  • Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени, Горький пишет литературные портреты Л.Толстого, А.Чехова, В.Короленко, очерк «В.И.Ленин».

   БИЦ имени академика Д.С. Лихачева предлагает вам открыть для себя Максима Горького – лирика, через краткое знакомство с его стихотворениями о любви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *