Отражение жизни дореволюционной России

27 марта (15 марта по старому стилю) 1881 года родился Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель-юморист, драматург, театральный критик, редактор известного сатирического журнала «Сатирикон».

Аркадий Аверченко родился в Севастополе, в небогатой и многодетной купеческой семье. Ещё при жизни его сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О.Генри, а простая читающая публика жаловала Аркадия Тимофеевича титулом «короля смеха».

    И сегодня его произведения, наряду с юмористическими рассказами Теффи и других авторов начала XX века, пользуются большой популярностью у самого широкого круга читателей.

Будущий писатель не получил никакого систематического образования. Согласно шутливой «Автобиографии», написанной самим Аверченко для одной из своих книг, желания учиться он не имел, а потому прикидывался больным и слабым. Поэтому гимназию не посещал, и старшие сёстры занимались с ним дома.

      В 15 лет Аверченко определяют младшим писарем в транспортную контору, где прослужит чуть более года. Затем, по совету знакомых, он устроился служащим в контору каменноугольных рудников в Донбассе.

     31 октября 1903 года местная газета «Южный край» поместила его первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Сам Аверченко считал своим литературным дебютом рассказ «Праведник», опубликованный в 1904 году.

    В 1906-1907 годах Аркадий Тимофеевич, совершено забросив свою службу в конторе, весь отдаётся литературному творчеству. Он редактирует в Харькове сатирические журналы «Штык» и «Меч», где часто выступает единственным автором всего номера: рисует карикатуры и шаржи, публикует свои материалы в разных разделах под многочисленными псевдонимами.

В 1906 году в Харькове с А. Т. Аверченко произошел несчастный случай, в результате которого он ослеп на один глаз. Уцелевшим глазом молодой человек видел очень плохо из-за сильной близорукости, так что последующая блистательная писательская карьера полуслепого человека стала результатом необыкновенной силы духа.

В 1907 году Аверченко начался новый период жизни сатирика — петербургский  — Аркадий Тимофеевич работает в качестве секретаря редакции сатирического журнала «Стрекоза». 1 апреля 1908 года «Стрекоза» была преобразована в новый еженедельный журнал «Сатирик». Помимо редакторской и литературной работы в «Сатириконе», в 1910-12 годах А. Аверченко заявляет о себе как о замечательном писателе.

В своих произведениях А. Т. Аверченко рассказывал в первую очередь о жизни обитателей Петербурга — писателей, городовых, судей, горничных, коммивояжеров, высмеивал пошлость и глупость обывателей. Героинями его рассказов становились и женщины, обворожительные, но недалекие. «Театр абсурда» писателя, населенный множеством персонажей, представлял собой яркую картину русской жизни того времени.

Аркадий Тимофеевич Аверченко затрагивал в своём творчестве разные темы, но главный его «герой» — это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам.      Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.

В 1910 году выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», первая книга «Рассказы (юмористические)», «Зайчики на стене».

Вышедшие в 1912 году книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих» окончательно утвердили за их автором звание «короля смеха».Произведения сатирика печатались огромными тиражами, мгновенно раскупались и неоднократно переиздавались. Так, сборник «Веселые устрицы» до революции переиздавался 24 раза. Юмористические и сатирические произведения принесли Аркадию Аверченко огромную славу, он был провозглашен «королем смеха».

Особняком в творчестве писателя-сатирика стоят рассказы для детей и о детях. Аверченко проявлял заботу о своих племянниках и племянницах, был сердечно привязан к детям своих друзей. На протяжении всей творческой жизни его интересовали мир детства и то, как формируется личность ребенка.

      Дети в понимании писателя чисты и бесхитростны, они обладают свежим взглядом на мир. Им противопоставлены взрослые, жизнь которых наполнена корыстью и себялюбием. «О маленьких — для больших» — так назывался сборник рассказов о детях, вышедший в 1916 году в издательстве «Нового Сатирикона». На экземпляре сборника, подаренного П. М. Пильскому, Аверченко сделал надпись: «Если я так люблю чужих детей, то как бы я любил и ласкал своих».

Наибольшее развитие тема детства в произведениях А. Т. Аверченко получила в послереволюционные годы: «Трава, примятая сапогом» (1919), «Дети» (1922), «Отдых на крапиве» (1924).

А. Т. Аверченко принадлежат замечательные выражения: «…из всех человеков милей всего моему сердцу дети»; «Моя была бы воля, я бы только детей и признавал за людей. Как человек перешагнул за детский возраст, так ему камень на шею да в воду. Потому взрослый человек почти сплошь мерзавец». Непосредственность и искренность детей вызывала у Аверченко чувство нежности и умиления. В предисловии к сборнику «Дети» он писал: «…с детьми я прикидываюсь невероятно наивным, даже жалким человечишкой, который нуждается в покровительстве и защите. Может быть, в глубине души малыш даже будет немного презирать меня. Пусть. Зато он чувствует свое превосходство, берет меня под свою защиту, и душа его раскрывается передо мной, как чашечка цветка перед лучом солнца».

(вставка

      Постепенно в творчестве Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с первой мировой войной, появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и другие. Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние развала, в котором находилась Россия накануне революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности.

В следующие пять лет лучший юморист России добавлял себе славы, участвуя в театральных постановках, редактируя любимый читателями всех возрастов журнал «Сатирикон», создавая маленькие юмористические шедевры.

     Февральскую революцию 1917 года А. Аверченко, как и большинство русской либеральной интеллигенции, воспринял восторженно. Но после Октября роль легальной оппозиции, укрепившаяся за журналом «НовыйСатирикон», уже не соответствовала требованиям новой власти. Острые злободневные публикации Аверченко и Теффи не смешили, а лишний раз раздражали большевистских лидеров, которые ещё в марте 1918 года позаботились о закрытии всех буржуазных газет и изданий.

      В августе 1918 года был закрыт и редактируемый А. Аверченко «Новый Сатирикон». Тем самым власти заявили о политической неблагонадёжности юмориста и всей редакции. Что могло воспоследовать за таким заявлением – редактору не трудно было себе представить. Аверченко, вместе с Теффи и несколькими знакомыми актрисами, бежит из Петрограда на юг.

10 ноября 1920 года, вместе с Русской Армией генерала Врангеля, Аверченко покинул Крым на одном из последних транспортов.

     В 1920 году А. Т. Аверченко опубликовал сборник рассказов «Дюжина ножей в спину революции», в котором сатирически изобразил жизнь в Советской России. Через год сборник был переиздан в Париже, и на публикацию отозвался в газете «Правда» В. И. Ленин. Назвав Аверченко «озлобленным почти до умопомрачения белогвардейцем», саму книжку он счел «высокоталантливой». «Некоторые рассказы, по-моему, заслуживают перепечатки. Талант надо поощрять», — подвел итог вождь революции. Вскоре в советской прессе стали публиковаться отдельные произведения писателя, снабженные критическими комментариями.

     С 1917 по 1925 годы в творчестве Аверченко мир чётко разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя жёстко противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в этой стране.

    Второй мир России у Аверченко — это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию. Работая в известной газете «PragerPresse», Аркадий Тимофеевич написал много искромётных и остроумных рассказов, в которых всё же чувствовалась ностальгия и огромная тоска по старой России, навеки канувшей в прошлое.

     Весной 1920 года А. Т. Аверченко принимал участие в работе театра «Гнездо перелетных птиц» и успешно гастролировал с ним по Крыму. (Позднее, уже в Константинополе, писатель возглавил театр-кабаре с тем же названием.) В ноябре 1920 года Аркадий Аверченко на одном из последних транспортов, грузовом пароходе «Modig», покинул Россию вместе с Русской армией генерала Врангеля. Незадолго до отъезда вышел в свет сборник фельетонов и рассказов «Нечистая сила», в котором Аверченко с болью описывал истерзанную большевиками страну. Он верил, что возврат к прошлому еще возможен.

    В 1922 году в Праге издаётся сборник «Дети». Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка, особенности детской психологии и уникальной фантазии. А. Т. Аверченко провел в Константинополе полтора года. Вместе с «Гнездом перелетных птиц» он давал концерты в русских ресторанах, публиковал свои произведения в русских изданиях Константинополя. В 1922 году обосновался в столице Чехословакии. Талантливый и трудолюбивый человек, он комфортно жил в стране, дружелюбно встретившей русских эмигрантов.

В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного». Это рассказы о жизни самых разнообразных характеров и типов человека, их радостях и страданиях, приключениях и жестокой борьбе.

Последняя работа Аверченко — роман «Шутка Мецената», написанный в 1923 году, был издан в 1925 году уже после смерти писателя.

     В начале 1925 года Аверченко перенес операцию по удалению левого глаза, 12 марта 1925 года он скончался. Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге.

Сборники рассказов

« Юмористические рассказы»

«Весёлые устрицы»

«Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»

«Двенадцать портретов (в формате „Будуар“)»

«Дети»

«Дюжина ножей в спину революции»

«Записки Простодушного»

«Кипящий котёл»

«Круги по воде»

«Маленькая лениниана»

«Нечистая сила»

«О хороших, в сущности, людях!»

«Пантеон советов молодым людям»

«Рассказы для выздоравливающих»

«Рассказы о детях»

«Рассказы о старой школе»

«Смешное в страшном»

«Сорные травы»

«Чёрным по белому»

«Чудеса в решете»

«Экспедиция в Западную Европу сатириконцев: Южакина, Сандерса, Мифасова и Крысакова»

«Юмористические рассказы»

Предлагаем вам прослушать рассказы в исполнении не менее знаменитых артистов с огромным чувством юмора — Е. Евстигнеева и А. Филиппенко и посмеяться над собой, над окружающим миром вместе с «королем юмора» Аркадием Тимофеевичем Аверченко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *