Андрей Миронов – великий советский артист с европейским шармом

8 марта – такой весенний прекрасный день! И только такой яркий, пластичный, музыкальный, эксцентричный, искрящийся, страстный и обаятельный артист, как Андрей Александрович Миронов, мог родиться накануне этого дня!

Для женщин Миронов являл собою Героя Любви, отважного и нежного, не мужлана, но мужчину, юного, тонкого и все понимающего, идеально гармоничного, доброго, легкого и верного, а не легковерного, ироничного, но не циника — всегда веселого, всегда неотразимого.

Отец Андрея Миронова – Александр Менакер был петербуржцем в четвертом поколении: его прадед поселился в северной столице в начале XIX века.

Прадед принадлежал к числу тех удачливых евреев, которые смогли обойти принятый еще в 1796 году Екатериной Великой закон о черте оседлости иноверцев. По этому указу еврейскому населению запрещалось селиться вне западных территорий царской России, и жили они в южных и западных губерниях. Но богатые покупали себе право на поселение в обеих столицах.

 (вставка картинки Екатерина Великая)

Прадед Александра Семеновича, деловитый и хваткий образованный еврей, только раздумывал о способе переезда в северную столицу, но тут началась война 1812 года. Он воевал, как положено. Для героев 1812 года закон предусматривал некоторые послабления, если не сказать исключения. Так столяру Менакеру разрешили жить в Петербурге. А отец Андрея Миронова — Александр стал первым артистом в семье мебельщиков (прадед и дед) и юриста (отец) и родоначальником великой актерской династии Мироновых.

Андрей Менакер родился 7 марта 1941 года в семье известных эстрадных артистов Александра Менакера и Марии Мироновой. Путь в артисты, похоже, был для него предопределён с рождения. Горячий роман между Марией Мироновой и Александром Менакером вспыхнул в Ростове-на-Дону, во время летних гастролей театра. Оба были несвободны, но… Александр Семёнович ухаживал столь галантно и так стремился произвести впечатление на даму сердца, что та не устояла. По свидетельству очевидцев, однажды Менакер заказал моднейший костюм цвета увядшей розы у лучшего портного, накупил в Елисеевском разной вкусной всячины и явился в Ростов покорять остроумную и своенравную Марию Владимировну. «Это тебе даром не пройдёт», — прокомментировала её подруга Рина Зелёная, увидев «джентльменский набор» потенциального жениха. И как в воду глядела. Вскоре решительная Миронова известила мужа о своём уходе, потребовав того же и от возлюбленного в отношении жены. 20 сентября 1939 года они расписались.

Прославленная актриса Мария Владимировна Миронова, до последнего выступала на сцене, а когда начались схватки, ехать в роддом было уже поздно. Пришлось ей рожать за кулисами: в марте 1941-го во время вечернего спектакля у Марии Владимировны начались схватки, и хотя всё произошло за кулисами, позднее родилась красивая легенда о том, что Андрей Миронов появился на свет на сцене. В документах дату рождения мальчика перенесли с 7-го на 8-е марта. «Будет подарок всем женщинам!» — пошутили родители. И не ошиблись. Женщины обожали Андрея Миронова.

Между тем, семью Мироновой-Менакера ждали испытания. Через несколько месяцев началась война. Артистов Театра миниатюр эвакуировали в Ташкент. Там Андрюша серьёзно заболел. «Это были бессонные ночи, когда я слушала, дышит он или нет, и мне казалось, что уже не дышит. Он лежал на полу, на газетах, не мог уже даже плакать. У него не закрывались глазки. Я жила тем, что продавала с себя всё», — вспоминала те страшные дни Мария Владимировна. К счастью, мир не без добрых людей: жена известного лётчика Громова достала для малыша лекарства, и тот пошёл на поправку.

В начале 1950-х из-за «дела врачей» и последовавших репрессии родители решили изменить фамилию ребёнку, чтобы впоследствии он избежал неприятностей с «пятой графой». Так стране суждено было узнать артиста Андрея Миронова.

До 12 лет воспитанием Андрюши занимались няня Анна Сергеевна и домработница Поля. В лексиконе мальчика появилось «утойди» и «нонича». И всё же за хороший русский язык ребёнка можно было не волноваться: в квартире на Петровке собирались Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Борис Ефимов, Вера Марецкая, Фаина Раневская. Дом был пропитан атмосферой дружеских посиделок, блестящих актёрских импровизаций и живого, радостного общения. Одним из самых близких друзей семьи был Леонид Утёсов — он очень любил Андрюшу, дарил ему разные пиликалки, дудочки и скрипочки, а тот их всегда ломал. Утёсов страшно огорчался.

Андрей учился в престижной школе на Петровке. Здесь учились дети учёных, артистов и писателей, но были и местные пацаны из близлежащих переулков — из «трудных». Миронов был заводилой по части футбола, регби, стенгазет, в самодеятельном джаз-оркестре от души стучал на пионерском барабане и уже тогда обожал театр. Свою первую роль он сыграл в школьном спектакле. Хлестаков! Мог ли он тогда представить, что скоро будет играть его на большой сцене?!

А его немец фон Краузе в пьесе Константина Симонова «Русские люди», поставленной всё в том же школьном театре, превратился в главного героя спектакля. «Кончилось тем, что я затмил всю партизанскую линию. Небольшая роль стала чуть ли не основной в сюжете пьесы. Партизаны все меркли рядом с моим разнузданным немцем», — с иронией рассказывал артист спустя годы.

За школьным театром последовала студия при Центральном детском театре. Андрей пытался писать стихи, пробовал силы в живописи и отбивал ритмы джаза на кастрюлях. Вот только дебют в кино оказался неудачным. Подвела природная чистоплотность Миронова. Дело было так. В подмосковное Пестово, где в Доме отдыха мхатовцев проводили отпуск родители, приехала съёмочная группа фильма «Садко». Андрей получил роль в массовке. Ему предстояло сыграть нищего, но он побрезговал надевать на голое тело рваную дерюгу. И когда в кадре оказался колоритный попрошайка в носочках под лаптями и в рубище поверх модной тенниски с блестящей молнией, режиссёр был взбешён, а «чистюля» с позором выдворен со съёмочной площадки. Андрюше было 11 лет.

Когда Андрею Миронову было лет 12, вместе со сводным старшим братом Кириллом Ласкари они сильно увлеклись джазом. Андрей мечтал научиться играть на ударной установке, а Кирилл уже музицировал на фортепиано. Братья устраивали для домашних джазовые концерты: Андрюша вместо барабанов использовал кастрюлю и сковородку.

Родители прочили Андрею дипломатическую стезю или переводческую, поскольку у него были явные способности к языкам. А вот желание юноши поступать после школы в Театральное училище имени Щукина у Марии Владимировны восторга не вызвало. Она панически боялась, что сын окажется посредственным артистом.

Мария Миронова комментировала потом историю поступления сына так: «Мы приехали с гастролей с Дальнего Востока и у диетического магазина встретили Синельникову, артистку Вахтанговского театра. Она сказала, что в тот день они приняли очаровательного парня. И добавила: «Между прочим, с вашей фамилией». Оказывается, Андрюша даже не сказал на экзамене, что он наш сын. Для нас это тоже был сюрприз: с его великолепным английским, мы думали, что он пойдёт в МГИМО».

А поступил Миронов блестяще, сдав все экзамены на «пять». Он мечтал получить красный диплом, и «четвёрку» тут же шёл пересдавать. Несмотря на огромную любовь к родителям, он взрывался, когда о нём говорили как о сыне Мироновой и Менакера: «Я просто Миронов, и всё!» Он должен был добиться «своего» успеха. А пока среди однокурсников Андрей больше выделялся маниакальной аккуратностью, щегольской одеждой и дорогим парфюмом. На четвёртом курсе Андрей Миронов впервые снялся в кино — в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?»

За красным дипломом последовал безоговорочный приём в Театр сатиры, которому актёр отдаст 25 лет жизни. На просмотре Андрей фонтанировал, чем просто влюбил в себя главного «сатира» Валентина Плучека. Он сразу стал давать новичку главные роли, но даже и предположить не мог, на какие высоты поднимется его фаворит.

«Фундаментом личности Миронова была профессия. Ему было просто жизненно важно хорошо сыграть — в кино, в театре», — рассказала актриса Татьяна Догилева.

Почти сразу после фильма «Мой младший брат» Андрея Миронова пригласил в свой фильм начинающий режиссер Генрих Оганесян. Комедия «Три плюс два» стала первым успешным фильмом актера, который с интересом смотрят и пересматривают до сих пор. Премьера была столь громкой, что фильм второй прокатной категории (небольшие ставки и не самые популярные кинотеатры) сразу повысили до первой, а актерам выплатили дополнительный гонорар.

Комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» 1969 года о хитрых контрабандистах и скромном главном экономисте, помогающем в их разоблачении, оказалась самым популярным и любимым в России советским фильмом. Места, где был снят фильм, ныне отмечены памятными табличками и памятниками.

Спектакль «Безумный день, или женитьба Фигаро», ставший легендарным спектаклем Театра сатиры, был поставлен в 1969 году. В нем Андрей Миронов сыграл главную роль – галантного, грациозного авантюриста и плебея Фигаро, который своей неукротимой энергией завоевал место под солнцем.

Женитьба Фигаро» — спектакль золотого периода театра Сатиры, когда он находился на пике своей популярности. В Сатиру шли на Миронова и Папанова, прославившихся благодаря кинокартинам «Бриллиантовая рука» и «Берегись автомобиля», на Пельтцер, Аросьеву, Менглета, Белявского и многих других актеров.

Спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» стал знаковым для артиста во многих смыслах. Миронову присудили звание «Заслуженный артист РСФСР».

Успех спектакля подарил ему долгую жизнь — на протяжении 18 лет артисты Сатиры выходили на сцену в комедии Бомарше. Она оборвалась вместе с жизнью главного героя — 14 августа не доиграв последнюю сцену «Женитьбы Фигаро» Андрей Миронов потерял сознание, через два дня он умер от инсульта.

Андрей Миронов на съемках фильма «Блондинка за углом» в 1984 году иногда подшучивал над Догилевой. Однако, когда Татьяна пошутила в ответ, что уже устала от его замечаний, они сразу же прекратились. Об опыте работы с Мироновым Догилева вспоминает тепло и называет коллегу «человеком-фейерверком», с которым хотел общаться каждый.

Его игру обожали как любители кинематографа, так и театральные зрители, он был кумиром миллионов советских людей, даря им радость и хорошее настроение своей легкостью игры, пластикой движений, артистизмом.

Его талант не вызывал сомнений ни у кого, даже многие именитые артисты открыто признавали, что Андрей Миронов был гораздо талантливее их самих.

Андрей Миронов снимался в 97 фильмах. Предлагаем вам еще раз вспомнить фильмографию великого актера, взглянуть на этого удивительно искреннего и светлого человека, талантливого артиста, до сих пор любимого зрителями.

15 комментариев к “Андрей Миронов – великий советский артист с европейским шармом”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *