Клуб «Встреча со старой пластинкой»

Добрый день, дорогие наши читатели!

Рады приветствовать Вас на очередной виртуальной встрече нашего клуба «Встреча со старой пластинкой».

В прошлом году, ко Дню города, мы уже проводили мероприятия об истории нашего города и людей, которые в нем жили, об истории различных религиозных и этнических общин. Мы посвятили наши беседы армянской, греческой и еврейской диаспорам, и тому, какой вклад они внесли в историю и нынешний облик города.

Ростовская область не сегодня стала многонациональной. На протяжении веков на Дону складывался опыт сосуществования людей различных национальностей, конфессий. Добрососедские отношения, толерантность и доброжелательность, унаследованные от предков, являются отличительными признаками донской земли. Сегодня на территории Ростовской области проживают представители более 150 этносов. Более 400 организаций религиозного характера объединяет православных, старообрядцев, последователей Армянской Апостольской церкви, иудаизма, буддизма, многочисленных новых христианских направлений.

Одной из наиболее больших общин в Ростовской области является мусульманская. О ней мы вам сегодня и расскажем.

История ислама в регионе изучена относительно слабо, поскольку территория нынешней области была местом переплетения весьма многочисленных маршрутов миграций. Доподлинно известно о проживании мусульман в огромном городе Азаке, на месте которого находится современный Азов.


Азак во времена турецкого владычества, миниатюрная модель.

Золотоордынский Азак был городом с рядом столичных функций. В нем печаталась монета, которую в больших количествах находят не только в окрестностях, но даже и в Нижнем Новгороде и в древнерусских городах. В нем неоднократно находилась ханская ставка, о чем говорят документы, в том числе ярлыки, выданные на владение землями вассалам – литовским и русским князьям.

Позже Азак-Азов перешел под контроль крымских ханов и османских султанов. Здесь сидел азовский паша, и запирали цепями Дон от непрошеных гостей. Русские путешественники и дипломаты описывают Азов как город богатый и сильно укрепленный, с высокими минаретами и просторными мечетями. Здесь было «азовское сидение», и относительно недалеко от турецкого Азова был заложен новый город Таганрог. Но мусульмане не прекращали проживать в регионе – известно о наличии мусульман, главным образом татар в составе Великого Войска Донского, причем не только в период ранней его истории, но и в более поздние периоды – до самой революции. Первые упоминания о донских татарах-казаках относятся к XVII в.

Татарским поселениям на Дону не менее четырехсот лет. Они появились после завоевания русскими Казани. Часть татар переселилось в Башкирию, Сибирь, Казахские степи, Среднюю Азию, в том числе и на Донские земли. Они составляли одну из этнических групп и «…будучи казаками по социальной принадлежности, донские татары сохраняли культурно-бытовые, в т.ч. религиозные (ислам) особенности.


Йозеф Бранд, «Казаки». Можно отметить типично азиатские черты лица, а также элементы обмундирования и оружие у всадника справа.

Несмотря на то, что пограничные отношения донских народов с горцами играли важную роль, глубоко укорененных кавказских этносов на Дону не было, а многие из них растворялись в окружающей социокультурной среде. Географическое положение донской вольницы, по праву названной «воротами Северного Кавказа» во многом способствовало постоянным контактам местных тюркоязычных народов с единоверцами с Кавказа, что придавало своеобразие местной мусульманской общине.

К наиболее исторически укорененному мусульманскому населению в современной Ростовской области можно отнести жителей хутора Татарка, который находится рядом с Новочеркасском. В этом селе проживали татары и частично ногайцы, а их предки служили в рядах Донского казачества. На территории татарской станицы находилась мечеть, а самоуправление велось по казачьему образцу. Со временем данное село утратило моноконфессиональный характер и большая часть его жителей на сегодняшний день составляет русскоязычное население.

По всей вероятности донские татары-казаки были основным мусульманским населением вплоть до конца ХIХ столетия. С этого времени донская земля начинает привлекать татар из других губерний. Основным приезжим населением становятся пензенские татары. Установившиеся связи и обусловливают процесс бегства раскулаченных пензенских татар, который усиливается к концу 30 г. XX в. с началом сталинских репрессий. Они и становятся основным костяком мусульманской общины Ростова-на-Дону.

По архивным данным фиксируется мечеть в Новочеркасске – войсковой столице, причем дата ее постройки не известна, но достаточно ранняя. Региональный принцип формирования казачьих войск сохранял самобытность различных групп в его составе, а межрелигиозных конфликтов внутри войска в его истории не отмечено.


Фотография соборной мечети Ростова-на-Дону в 1930-х годах.

В старом Ростове примером толерантности считалось совместное нахождение на одной площади православного собора, мечети и григорианского храма.  Мечеть эта была построена в 1906 г., действовала до 1963 г., затем, в рамках антирелигиозной компании, была упразднена.


Для строительства новых цехов завода Ростсельмаш, а также для работ в сельском хозяйстве в Ростовскую область приезжает большое количество представителей мусульманских народов.

Следующий наплыв мусульманского населения в Ростов и область отмечается уже после окончания Великой Отечественной войны и с началом комсомольских строек. На сооружение Ростсельмаша и других промышленных объектов приезжают выходцы со всех территорий СССР. Большую долю приезжих снова составляют пензенские татары (при этом по-прежнему важную роль играют родственные связи). С конца 60-х г. XX в. в область приезжает достаточно большое количество кавказских народов, в основном они расселяются в восточных районах области: Зимовниковском, Ремонтненском, Заветинском, Дубовском районах. С территории Кавказа в Ростов приезжают за получением образования, а многие выходцы с Кавказа после обучения создавали семьи и оставались жить на Дону.


В связи с обострившимися конфликтами в разных регионах бывшего СССР в Ростовскую область устремились потоки беженцев, среди которых были и мусульмане.

Последняя волна миграции мусульманского населения на Дон связана с событиями, происходившими с началом развала СССР. Основными факторами становились, во-первых, разгоревшиеся конфликты на постсоветском пространстве, повлекшие за собой волну вынужденных переселенцев; во-вторых, экономический кризис, который вынуждал мусульманское население покидать родные места в поисках «лучшей жизни», а относительно благополучная донская земля становилась привлекательной. Но отличительной чертой последней волны миграции становилось то, что большинство приезжих составляли выходцы с Кавказа и из Средней Азии.

В Ростовской области в подавляющем большинстве проживают мусульмане-сунниты. По разным оценкам количество представителей этносов, традиционно исповедующих ислам в области, составляет около 110 тысяч человек, что примерно составляет 2,5% от всего населения, из них в Ростове проживает чуть менее 43 тысяч. По данным переписи 1989 г., основной этнической группой мусульман были чеченцы и татары, при этом последние в подавляющем большинстве проживали в городах области (в основном в Ростове).

События последних десятилетий изменили этническую карту области и внесли определенное своеобразие в мусульманскую общину Дона. По данным последней переписи, самой большой этнической группой мусульман, проживающих в области, стали турки-месхетинцы. Татары остались самой большой общиной проживающей в городах области, по численности они лишь немного уступают азербайджанцам. Численность чеченцев немного сократилась, при этом в подавляющем большинстве они проживают в области, а доля городского чеченского населения составляет не более 2 тысяч человек. Численность некоторых групп выходцев с Кавказа, и в особенности азербайджанцев, повысилась.

Несмотря на то, что молодежь не вела активную религиозную жизнь, на празднование основных мусульманских праздников (Рамазан Байрам, Курбан Байрам) даже в советское время в городской мечети и на прилегающей к ней территории собиралось до нескольких сотен человек. В подавляющем большинстве это было татарское население. Выходцы с Кавказа, приехавшие в город и область, в жизни мусульманской общины активного участия не принимали. Кроме традиционного населения мечеть посещали приезжие студенты (в основном арабы) с Ближнего Востока, большинство из которых обучалось в местном медицинском институте.

Подобного рода ситуация сохранялась в общих чертах вплоть до начала процессов религиозного возрождения начала 90-х г. С этого времени городскую мечеть начинают активно посещать выходцы из кавказских республик и Средней Азии. Причем не только уже «осевшее» население, но и прибывшее на заработки, студенты местных ВУЗов, а также беженцы с территорий конфликтов. Неотъемлемой частью мусульманской общины города и области становятся турки-месхетинцы, чеченцы, азербайджанцы, представители дагестанских народов. Совместные молитвы в городской мечети (в основном пятничные) посещают граждане Турции, арабских стран, Пакистана, Индии, Афганистана (в основном студенты и коммерсанты).


Новая соборная мечеть г. Ростова-на-Дону.

В начале 2000-х годов мусульманам Ростова был передан участок земли для строительства новой соборной мечети на улице Фурмановской. Основную финансовую помощь в строительстве оказали предприниматели из Турции, на ее возведение мечети также расходовались средства из добровольных пожертвований и местных мусульман. Помощь в строительстве, кроме этого, оказывали местные предприятия, и в частности, Ростовский вертолетный завод. Новая мечеть рассчитана примерно на 1500 человек. На втором этаже находится мужской зал, рассчитанный примерно на 800 человек. На первом этаже – женский зал, который по площади лишь частично уступает мужской половине мечети. В ней также имеются комнаты для проведения воскресных занятий.

Несмотря на то что исповедующие ислам в Ростовской области принадлежат к разным этническим группам и к различным философско-правовым школам в русле суннитского ислама, в общем проблем это не создает. Проповеди в центральной городской мечети ведутся на русском языке, который в данном случае становиться основным интегратором. При этом многие прихожане мечети приносят с собой определенные традиции, характерные для региональных вариаций ислама. Таким образом, в ростовской мечети можно наблюдать синтез религиозных мусульманских традиций из многих уголков мира.

В 2004 г. в г. Пролетарске и г. Сальске также были открыты мечети. Основными прихожанами местных храмов являются чеченское и ингушское население. На открытии храма в Сальске присутствовали представители местной и областной администрации.

Несмотря на наличие культовых зданий в Ростовской области, достаточно большая часть религиозных обрядов совершается в домах самих верующих. Помимо традиционных обрядов поминовения усопших, мусульмане городов и области часто собираются на коллективные пятничные молитвы в своих домах, а так же помещениях, предоставляемых местными поселковыми и районными администрациями.

Изменение этнического и религиозного баланса в Ростовской области не сильно повлияло на межнациональные отношения. Несмотря на то, что в области отмечались конфликты, в общем ситуация остается стабильной, в отличие от некоторых соседних регионов. Взаимоотношения местного мусульманского духовенства с властями в целом нормальные и конструктивные. Лидеры общин постоянно приглашаются на круглые столы и конференции, проводимые при участии администрации города и области, а также бывают частыми гостями в Аппарате полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, где обсуждаются насущные проблемы. Со стороны властей религиозным объединениям оказывается всяческая поддержка.

Мероприятие подготовлено ведущим библиотекарем Черевковым О.С. на основе следующих источников:

1. Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам и исламизм на Юге России. Ростов н/Д, 2003. С. 202– 208. (параграф «Ислам на Дону и Кубани»);

2. Брежнев В.С. Религиозно-этнические группы Ростовской области // Межнациональные отношения сегодня / Сб. ст. Ростов н/Д; Тбилиси, 1997;

3. Донская история в вопросах и ответах / Под ред. Е.И.Дулимова и С.А.Кислицина. Т. 1. Ростов н/Д, 1997.;

4. Бондаренко М. В станице татарской осталось четыре дома. Интервью с Хашимом Деветьяровым, заместителем председателя ростовской региональной татарской общественно-культурной организации «Hyp» // http://regions.ng.ru/far/2001-04-10/2_house.html

5. Ислам в Ростовской области. // http://dumrf.ru/regions/61/history

А сейчас мы предлагаем Вашему вниманию более подробный обзор истории самой старой из сохранившихся мечетей г. Ростова-на-Дону – Соборной мечети на ул. Красноармейской (ранее Скобелевской).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *