Литературный час «Юрий Коваль: волшебник, полный любви к миру…»

«Коваль — это детский Солженицын»
В. Белов

Родился в Москве, в семье работника милиции. В годы Великой Отечественной войны его отец был начальником уголовного розыска города Москвы. Этот героический человек, по словам Юрия Коваля, «всю войну прошел в Москве, тем не менее, был многократно ранен и прострелен». Мать в годы войны, в эвакуации была главврачом в госпитале. Поэтому военное детство будущего писателя прошло среди врачей и людей военных. Впоследствии Ю. Коваль вспоминал: «Тогда в этой больнице стояло много костылей, и я эти костыли принимал за винтовки».

В школе будущий писатель особого рвения к учебе не проявил, но всегда с благодарностью вспоминал своего учителя литературы В.Н. Протопопова – «величайшего из учителей, умевшего находить совершенно неординарные подходы к делу, к любой теме», верившего в своего ученика. Писать он начал еще в школе.

В 1955 году после окончания школы поступил в Московский пединститут. Среди его институтских друзей были Ю. Визбор, Ю. Ким, П. Фоменко. Юрий Коваль серьезно увлекся авторской песней и стал даже виртуозным гитаристом. Он очень любил рисовать. И после окончания института получил сразу два диплома, один из которых был «учитель рисования».

По распределению был послан в село Емельяново в Татарии, и первыми его «литературными произведениями» были тексты школьных диктантов.

Вернувшись в Москву, Юрий Коваль печатается в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Смена», «Огонек». «Я никогда не писал для детей, но всегда получалось для детей» – говорил Коваль.

Начав печататься, Коваль был уверен, что его призвание – стихи, но после первой же командировки с заданием редакции написать стихи о пограничниках привез рассказ.

Драматическую историю о пограничной собаке и ее хозяине «Алый» сам автор считал началом своей писательской жизни. Это история преданности, любви, мужества, нежности, история противостояния злу. Диссонанс – вот особенность поэтики рассказа. Жизнь и смерть, тишина и тревога, ирония и печаль, суета и вечность – противоположности, помогающие читателю понять природу человека, его тайны. Читатель подвластен обаянию героев рассказа с первой встречи, он радуется подмене, забавной метаморфозе: думает, размышляет пес Алый, действует – человек, солдат Кошкин.

1969 год был для Ю. Коваля урожайным: выходит сборник его стихов «Слоны на Луне», отдельными изданиями – рассказы «Особое задание» и «Путешествие за границу». Потом были его сборники рассказов «Чистый дор», «Кепка с карасями», «Листобой», «Картофельная собака», написанные на деревенском материале (целый год писатель жил в глухой деревне на Севере), сразу сделали его известным.

Герои Ю.Коваля – и взрослые, и дети, но дети рассудительны и ответственны, а взрослые доверчивы и непосредственны. Повседневная жизнь жителей северной деревни для писателя интереснее всякой сказки. Жизнь там нетороплива и полна важных событий, будь это приход «лесовика» в магазин за сахаром или участие всей деревни в проводах семилетней Нюрки в первый класс.

Коваль дружил со многими художниками. Результатом многолетней творческой дружбы с художником Т. Мавриной стала книга «Стеклянный пруд», в которой художник и писатель исполнили книгу дуэтом.

Удивительно симпатичен герой повести Ю. Коваля «Приключения Васи Куролесова»(1971 г.), «материалом» для которой стали «детективные» истории, когда-то рассказанные отцом.

Главный герой повести, Вася Куролесов отправляется в районный центр на базар за поросятами, а привозит домой в мешке облезлого пса, которого ему подсовывают жулики. Тогда Вася отправляется на поиски жуликов, нацепив для маскировки усы — клочок от полушубка, но по неопытности сам попадает в милицию. Повесть развивается в эксцентрическом ключе, вплоть до кульминационной сцены в станционном зале ожидания, когда Вася помогает милиционеру поймать преступника, надев ему на голову мусорную урну.

Ю. Коваль неистощим на выдумки: кто бы, например, догадался вместо скучных постраничных примечаний дать в конце книги уморительный «Краткий словарик, на всякий случай составленный автором»?!

Не следует и удивляться книге, вышедшей в 1974 году «Избушка на Вишере». Жанр ее — фотокнижка. Опять Ю. Коваль неподражаемый мастер не только слова, но и замечательный фотохудожник. Руки у него, как у настоящего художника, были мастеровые, «умелые» руки.

Еще более изобретателен Ю. Коваль в повести «Недопесок» — вершине своего творчества, вышедшей впервые в 1975 году с иллюстрациями Г. Калиновского, которые писатель сам ценил очень высоко.

В основу повести был положен собственный учительский опыт Ю. Коваля и посещение зверофермы, на которой работал его друг. Как и в других произведениях Коваля, главная сюжетная линия — приключенческая , почти детективная: побег — преследование — поимка (по времени — всего несколько дней жизни между зверофермой и деревней Ковылкино). Но судьба маленького «перспективного» песца вписана в жизнь деревеньки, в жизнь планеты Земля (песец, по мнению дошкольника Серпокрылова, идет на Северный полюс), вписана в мироздание: всем событиям невольный свидетель — созвездие Орион. Простодушные деревенские жители со всеми их добрыми и дурными поступками — земляне. В повествовании, кажется, нет ничего фантастического, разве что писательская способность читать мысли на расстоянии, и не только у взрослых и детей, но и у зверей. По существу, два героя главные: недопесок и дошкольник, они выписаны Ю. Ковалем как «двойники», лирически и юмористически «зарифмованные» друг с другом, — свидетельство тому их звучные имена — недопесок Наполеон Третий и дошкольник Серпокрылов. Им далеко еще до взрослой жизни, но их мечты совсем взрослые. Недопесок бежит от привычной невольничьей жизни на свободу северных снегов, но свобода – лишь половина его мечтаний, она нужна ему для того, чтобы там, на воле, обзавестись семьей. Мечта о любви, а значит о взаимопонимании, сердечном общении, об узах – лирический стержень произведения. А урок живописи-словесности, когда второклассники создают «иллюстрацию» к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Сосна», – почти самостоятельная лирическая новелла о прекрасном детском неведении о том, что такое горькое чувство одиночества; в их наивных рисунках мир «густо заселен», в них нет ни «пустыни одиночества», ни «вершины одиночества».

Еще не праздником, но предощущением праздника дышат последние главы «Недопеска». Конец четверти — тоже свобода впереди, но настроение создается описанием предпраздничных приготовлений: все стряпают пельмени, каждый у себя дома, но все вместе думают друг о друге и о Наполеоне Третьем и самозабвенны в этом почти ритуальном действе. Лирический эпилог — микросюжет повести, где все мечты должны сбыться. Эта высокая повесть о смысле постижения ребенком той истины, что детство и свобода неразделимы.

В последующие годы Коваль продолжает работать в жанре сказки и рассказа. Все герои Ю. Коваля – мечтатели и открыватели неведомого. «Пять похищенных монахов»(1977), «Самая легкая лодка в мире», «Полынные сказки»(1988) — это произведения, в которых все герои стремятся найти самый верный путь к своей мечте и к себе.

Последние годы жизни Ю. Коваль много работал, встречался с читателями, был наставником литературной молодежи в объединении при журнале «Мурзилка».

Он ушел из жизни полный творческих планов в возрасте, в котором П. Бажов только начал свой писательский путь. В 1995 году Ю. Коваль был удостоен премии им. Г. Х. Андерсена.

Ю.Коваль — писатель для всех возрастов. Им зачитываются и малыши, и подростки, и взрослые. В опубликованном посмертно интервью с писателем приводятся такие его рассуждения: «Я писал, быть может, о взрослых проблемах, но языком, понятным для детей. Вот почему у меня нет банальных детских героев…».

Завершим нашу встречу просмотром комического детектива, снятого по мотивам повести Юрия Коваля о злоключениях наивного деревенского паренька Васи Куролесова, одураченного шайкой местных уголовников.

https://youtu.be/hX_Bgb7RaWY

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *