Эрнст Теодор Амадей Гофман: здесь оживают сказочные сны…

Друзья!

Предлагаем вашему вниманию литературный час, посвященный  творчеству замечательного писателя-сказочника Гофмана, произведения  которого интересны не только детям, но и их родителям.

Родился будущий известный писатель и композитор Гофман в семье адвоката, но отец разошелся с матерью, когда мальчик был ещё совсем маленьким. Воспитали Эрнста его бабушка и дядя, который, кстати говоря, тоже практиковал как юрист. Именно он воспитал в мальчике творческую личность и обратил внимание на его склонности к музыке и рисованию, хотя и настоял на том, чтобы Гофман получил юридическое образование и работал в юриспруденции для обеспечения приемлемого уровня жизни.  

 В 1813 году Гофман получил наследство, оно хоть и было небольшим, но всё же позволило ему стать на ноги. Как раз в то время, он уже получил работу в Берлине, которая пришлась как нельзя, кстати, ведь оставалось время для посвящения себя искусству. Именно тогда Гофман впервые задумался над сказочными идеями, витавшими в его голове.

 Ненависть ко всяким светским встречам и вечеринкам привели к тому, что Гофман стал пить в одиночестве и по ночам писать свои первые произведения, которые были настолько ужасны, что приводили в отчаяние его самого. Однако уже тогда он написал несколько произведений, достойных внимания, но и те не были признаны, так как содержали недвусмысленную сатиру и в то время не приходились по вкусу критикам. Гораздо более популярным писатель стал за пределами своей родины. К огромному сожалению, Гофман окончательно извел свой организм нездоровым образом жизни и скончался в 46 лет, а сказки Гофмана, как он и мечтал, стали бессмертны.

 Гофман с самого раннего детства больше всего на свете любил музыку, играл на фортепьяно, скрипке, органе, пел, рисовал и сочинял стихи — но, несмотря на это, должен был, как и все его предки, стать чиновником. Он покорился воле семьи: окончил юридический факультет Кёнигсбергского университета и много лет служил в разных судебных ведомствах. Жизненные обстоятельства складывались так, что его творческие интересы должны были оставаться на втором месте – он всю жизнь тяготился своей профессией: его угнетала необходимость каждый день идти на скучную юридическую службу (которую он, кстати, знал блестяще), ему не везло в личной жизни, да и характер у него был сложный, склонный к частым депрессиям.

Творческая жизнь Гофмана была коротка. Первый сборник он выпустил в 1814 году, а через 8 лет его уже не стало.

Если бы нам захотелось как-то охарактеризовать в каком направлении писал Гофман, мы бы назвали его романтическим реалистом.  

Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям. Сказки Гофмана, читать которые советуется и детям и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи.

Первой сказкой Гофмана стала сказка «Золотой горшок». Уже по ней стало ясно, что писатель из обыкновенной обыденной жизни способен создать сказочное чудо. Там и люди и предметы – настоящее волшебство. Как и все романтики того времени, Гофман увлекается всем мистическим, всем, что обычно случается по ночам. Одним из лучших произведений стал «Песочный человек».

В продолжение темы оживания механизмов автор создал настоящий шедевр — сказку «Щелкунчик и мышиный король» (некоторые источники называют её также «Щелкунчик и крысиный король»). Сказки Гофмана написаны для детей, но темы и проблемы, которые в них затрагиваются, не совсем детские.

Сказка «Щелкунчик и мышиный король» стала всемирно известной Рождественской историей. Сюжет сказки рождался в период общения писателя с детьми его друга Хитцига: он всегда был желанным гостем в этой семье, где дети с волнением ждали его подарков, сказок, игрушек, которые он делал для них своими руками. Однажды, подобно крёстному Дроссельмееру из этой сказки, он смастерил для своих маленьких друзей великолепный макет замка. Имена детей «Марихен» и «Фриц» он тоже запечатлел в этой сказке.

Удивительно, как сумел он, описывая обычный дом немецкого советника медицины, наполнить его такой неповторимой атмосферой загадочных событий и несбыточных желаний! Он превратил этот прагматичный бюргерский мир в фантастическую многоэтажную немецкую Рождественскую пирамидку, освещённую светом маленьких свечей, в которой уживаются реальность, сон, воображение: злые силы соседствуют с добрыми, а иногда перевоплощаются друг в друга так искусно, что невозможно отличить — кто сегодня друг, а кто — враг.

Деревянный человечек, выточенный на токарном станке кукольником из Саксонских рудных гор, благодаря волшебному таланту писателя, стал необыкновенным всесильным супергероем, который одержал победу в неравной схватке над семиголовым Мышиным королём и его серым войском.

 А вот ещё один секрет — эта сказка похожа на матрёшку: в одной большой истории спрятаны другие, по-меньше: «Сказка о крепком орехе», «Кукольное королевство». Любой орех, сам по себе, является символом преодоления трудностей, ведь его надо обязательно расколоть, чтобы достичь вкусного ядрышка. Сколько же трудностей приходится преодолевать деревянному человечку, который бесконечно грызёт орешки!

 Другая грань этой совсем не простой сказки — это призыв быть милосердным к тем, кто в беде, кто сейчас несчастен. Внешний вид не имеет значения, ведь главные ценности — это чистое доброе сердце и верность в дружбе и любви, впрочем, как и во множестве лучших сказок мира.

Более подробно познакомиться с   замечательной сказкой « Щелкунчик- мышиный король» вам поможет предложенная  презентация.

А сейчас мы предлагаем посмотреть фрагмент из мульфильма, созданного по мотивам этой волшебной сказки.

Гофман обладал поистине творческой натурой: он всё время жил в мире фантазий и создавал яркие неповторимые  образы в своих сочинениях: «Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям». В своих фантастических повестях и сказках писатель-романтик искусно смешивает чудеса всех веков и народов со своим вымыслом, иногда мрачным и трагическим, иногда  весёлым и насмешливым.

Новеллы Гофмана могут быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но всегда фантастическое в них возникает неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой реальной жизни — это один из великих секретов его книг. Вершиной творчества писателя считается сатирический роман «Житейские воззрения кота Мурра», в котором представлены две сюжетные линии: биография кота Мурра и история жизни при дворе в немецком княжестве капельмейстера Иоганна Крейслера. Эта книга – исповедь учёного кота Мурра, который является здесь одновременно и автором, и героем, и обыкновенным домашним котом, и фантастическим персонажем (кстати, у самого Гофмана был любимый кот Мурр).

Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои книги он иллюстрировал сам.

12 комментариев к “Эрнст Теодор Амадей Гофман: здесь оживают сказочные сны…”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *