История диаспор Дона: армянская община

Ростовская область характеризуется высокой степенью этнокультурного многообразия. Здесь в мире и в согласии проживают представители более сто пятидесяти народов и народностей, функционируют более сорока национально-культурных объединений. На донской земле никому не тесно.

Донские армяне — этнографическая группа армянской нации, проживающая в низовьях Дона. Составилась в конце XVIII века из двух генераций: 1) прежней малочисленной армянской диаспоры, проживавшей в станицах Донского казачьего войска и на сопредельных землях (известно, что армянские фактории существовали в рамках Хазарского Каганата (IX—Х вв.), а позднее и в Золотоордынском Азаке (Азове) имелись армянские купцы (сведения за XIV—XV вв.); 2) крымских армян, в большом количестве переселившихся в конце XVIII века на Дон. Армянская община Крыма отчасти состояла из позднеантичных поселенцев I—V вв., преимущественно же — из примкнувших к ним в ХI-ХIII вв. двух волн армян-выходцев из Анийского царства. К XVIII веку эти популяции слились в более-менее однородную локальную этнографическую группу армянского этноса.

В Крыму армяне впервые появились в I—V веках, далее их численность постоянно росла, особенно в ХI веке. Это были беженцы из Анийского царства. Спустя ещё полвека, в Крым переселилась другая большая группа беженцев из Ани, которая жила до этого в Киликии. Вторая волна армян-анийцев была радушно принята крымскими генуэзцами, они пользовались всеми правами, которые были у итальянских колонистов, и даже имели особые привилегии. Армяне и генуэзцы жили довольно дружно и, при необходимости, рука об руку защищались от внешних врагов. По инициативе и на средства армян строились оборонительные сооружения, покупалось оружие. Такая, в общем-то, безмятежная жизнь крымских армян продолжалась вплоть до 1475 года, когда турецкий султан Мехмед II снарядил флот и повелел захватить портовый город-крепость Кафа, бывший в то время генуэзской колонией. Генуэзцы и армяне стойко и мужественно защищались, но турецкая артиллерия разбила толстые стены крепости. Часть жителей была уничтожена, другая часть бежала в горы, многие нашли спасение в татарских аулах. Большинство генуэзцев спаслось бегством и покинуло Крым. Имущая часть армян и других местных христиан также покинула полуостров. Они нашли себе убежище в Польше, Молдавии, Валахии и других странах. Крымское ханство стало вассалом Оттоманской империи: отныне хан назначался турецким султаном. Те из армян, кто смог уцелеть, в скором времени смогли восстановить своё экономическое влияние на полуострове. Они составляли вместе с греками к тому времени значительную часть городского населения Крыма.

В 1774 году, после победы над Турцией, русским правительством был заключён Кучук-Кайнарджийский мир, по которому татарское ханство в Крыму признано было независимым от Турции. Россия усиливает своё присутствие в Крыму и серьёзно начинает претендовать на то, чтобы стать могучей морской державой. Для того, чтобы упрочить своё влияние в Крыму, русское правительство возвело на ханский престол своего ставленника Шагин-Герая, человека для того времени весьма образованного и эрудированного. Чтобы поставить хана, его чиновников и мурз в ещё более зависимое положение от России, правительство Екатерины II задумало экономически ослабить ханство, выселив из Крыма греков и армян, так как уплачиваемые ими подати составляли главную статью доходов хана: они держали в своих руках почти всю торговлю, земледелие и ремесленное дело полуострова. Другой немаловажной причиной, побудившей российское правительство организовать переселение армян и греков, было стремление поскорее положить начало колонизации тогда ещё малолюдного Новороссийского края. Агенты царского правительства начали вести тайные переговоры с армянским и греческим духовенством, а также с авторитетными представителями этих народов. Многие армянские купцы по своим торговым делам имели плотную связь с населёнными пунктами Южной России и, конечно, не прочь были переехать в новые края и здесь широко развернуть свою коммерческую деятельность, тем более в христианском окружении. Ведь армяне страшно боялись, что турецкий султан вытеснит русских из Крыма. Слухи о переселении христианского населения Крыма дошли до хана и его мурз. Хан был в бешенстве. Он требовал разъяснений от российского правительства, лично от Суворова. Официальные ответы гласили, что эта акция проводится по просьбе христианского населения Крыма, по человеколюбию и долгу, и, конечно, Россия готова принять своих единоверцев.

Отношение к христианам настолько ухудшилось, что греческий митрополит выехал из Бахчисарая в русский лагерь, а армянский архимандрит счёл за благо скрыться в Кафе у своей паствы. Но щедрые подарки и заманчивые обещания русского правительства подействовали на хана и его мурз. Они пошли на уступки. Дело принимало большой размах и сдвинулось с мёртвой точки. Командующего русскими войсками в Крыму князя Прозоровского, не согласного с политикой переселения, как и фельдмаршал Румянцев, сменяет в апреле 1778 года решительный и энергичный генерал А. В. Суворов. Екатериной II Суворову приказано дело ускорить. Суворов организует и командует переселением христианского населения Крыма.

После полутора лет переселения, связанного с большими трудностями, армяне получили право на постоянное жительство. В устье Дона, на имперской территории, а не на казачьей, с востока крепости Дмитрия Ростовского, где располагался его форштадт Полуденка, был основан армянский город Нахичеван со своими селениями, названный по аналогии с Нахичеванью в Закавказье и существовавшим некогда одноимённым армянским городом в Крыму. Название Нахичеван следует понимать не как первый привал (что получается при дословном переводе), а как первенствующий (главенствующий) среди окружающих его населённых пунктов. Оно отвечало функциональной роли города как населённого пункта армянской колонии на Дону, включавшей также пять селений, расположенных под защитой русских крепостей и оборонительных сооружений.

Надо сказать, что особую роль в жизни армянской колонии на Дону сыграл Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Лазарян) — крупный российский государственный деятель (1735—1801 гг.), который приложил немало усилий для развития и укрепления дружественных отношений между армянским и русским народами. Он был один из семи крупных предпринимателей и миллионеров России, приложил немало усилий для создания института -восточных языков (Лазаревского института).

Армянам было даровано со стороны императрицы 86 тысяч га земли «на вечное пользование». Армяне на новом месте основали город Нахичеван и 5 сёл в его округе: Чалтырь, Крым, Султан-Салы, Большие Салы и Несветай. Город Нахичеван в 1838 году был переименован в Нахичевань-на-Дону. Город располагался на территории современного Ростова-на-Дону, занимал полностью территорию современно Пролетарского района, также включал Каменку, часть нынешнего Первомайского района и Сурб-Хач в Мясниковани (Северный район). Всего через 5 лет после основания, в 1783 году была открыта типография, построены 7 церквей и жилые кварталы, состоящие в основном из двухэтажных домов особнякового типа, в соответствии с распространёнными европейскими архитектурными стилями своего времени, с использованием традиционных армянских архитектурных элементов. К началу XIX века Нахичевань-на-Дону стал ремесленно-промышленным и торговым центром. Действовали духовная семинария, женские и мужские гимназии, ремесленное и коммерческое училища. В 1900 году было построено новое здание театра. В общей сложности, в 1819 году в городе действовало 9 благотворительных и просветительских учреждений. В армянских селениях близ города развивались хлебопашество и скотоводство. Город продолжал застраиваться мастерскими, общественными зданиями, расположенными на прямых и широких улицах. Помимо 7 армянских церквей и 1 русской церкви внутри самого города, было построено ещё 5 армянских церквей в его округе. На всей территории, выделенной армянам, армянский язык имел статус официального, на нём заполнялись судебные иски и решения, издавались газеты, обучались в школах и ставились спектакли в театрах. Также донские армяне пользовались особыми льготами, первое время они освобождались от налогов и воинской службы.

Вслед за основанием города и окружающих сёл в Нахичеване был учреждён армянский магистрат, то есть судебно-административное учреждение, в котором было сосредоточено внутреннее управление городом и селениями. Магистрат управлял всеми делами в колонии. В магистрате была должность городского головы. Нахичеванский магистрат распадался на два отдела — армянский и общий. Армянский отдел заведовал всеми делами, за исключением дел уголовных, которые передавались в общий отдел и рассматривались в соответствии с действовавшими тогда общегосударственными законами. Интересно, что судебные дела разбирались и рассматривались на основании обычного права, с одной стороны, а с другой — на основании сборника писаных законов Мхитара Гоша, учёного монаха, умершего в 1213 году. Этот армянский судебник был приспособлен к законам императора Юстиниана I. В сёлах власть принадлежала духовенству и выборным старостам, которые подчинялись магистрату. Колония имела свой герб, утверждённый в 1811 году, печать. Герб изображал щит, разделённый на две половины наискось. В верхней половине, в серебряном поле, изображены; золотые пчёлы, а в нижней половине, в зелёном поле, — золотой улей.

Основание Нахичевана как первого торгового и ремесленного города Российской империи конца XVIII века на юге страны продиктовало характер главных занятий его жителей. По-видимому, по своему режиму город был приписан к крепостям и форштадтам, населению которых в соответствии со специальным сенатским указом конца XVIII—начала XIX в. заниматься сельским хозяйством не только не рекомендовалось, но даже запрещалось. Вот поэтому это входило в обязанность армянских крестьян окрестных селений, в чём они значительно преуспевали. Выращиваемое ими зерно вывозилось как на внутренний рынок, так и в зарубежные страны, в частности, парижский хлеб выпекался уже не из крымской, а из нахичеванской муки. Уже позднее, в середине XIX века, в связи с переездом в Нахичеван жителей армянских сёл изменился состав городского населения. Многие из горожан стали содержать домашний скот и птицу, а зажиточные — лошадей для личных экипажей, что повлияло на состав строений и планировку городских усадеб. Коренные горожане — интеллигенция, торговцы и ремесленники —  скот не держали. Обязательным занятием горожан была торговля и различные ремёсла. Выгодно используя предоставленные Екатериной II льготы и местные условия, купцы Нахичевана организовывали торговлю не только в своём городе, но и в Ростове-на-Дону, в Центральной России, на Кубани и Тереке, в Екатеринодаре (ныне Краснодар), Ставрополе, Таганроге и Азове, Ейске и других местах, где были построены здания торговых пунктов по закупке местных товаров и продаже зерна, шёлка, шерсти, кожи, сала и иных продуктов. Городские ремесленники занимались производством шёлковых, шерстяных, кожевенных и прочих товаров. В 1825 г. по «Статистическому описанию городов и посадов Российской империи» в Нахичевани число фабрик — водочных, рыбных, салотопенных, кожевенных, хлопчатобумажных и других достигало 33. В Таганроге же их было 26, а в Ростове-на-Дону только 12. С 1860-х годов пошёл рост ремесленных предприятий. Особенно предприятий, связанных со строительством — кирпичных, черепичных, известковых, кафельных и других. Благодаря развитию торговли и ремёсел, а также городского благоустройства Нахичеван вскоре после своего основания стал привлекать внимание видных русских и европейских путешественников и учёных XVIII и XIX веков. Таких, как К. де Барта, С. Палласа, Н. Раевского, И. Безбородко, М. Бжишкяна, А. Демидова,. Гомера де Гелля и других. Они отмечали не только многолюдность, оригинальность образа жизни и быта населения, его большую, чем у жителей южнорусских городов, способность к торговой деятельности, хорошую планировку города и армянских селений, но и высокий художественный уровень их сооружений.

В 1928 году Нахичевань-на-Дону был упразднён в связи с включением в состав Ростова-на-Дону. Тем не менее, топоним «Нахичевань» продолжает неофициально использоваться жителями Ростова применительно к соответствующей части города. 10 мая 1926 году решением Большого Президиума Донисполкома, территории, населённые донскими армянами, были выделены из состава Аксайского района в отдельный Армянский район, названный в честь погибшего незадолго до того в авиационной катастрофе крупного политического и государственного деятеля большевистской партии, уроженца города Нор Нахичеван Александра Фёдоровича Мясникова (Мясникяна) С мая 1926 года по 1928 год центром района был город Нор Нахичеван. С конца 1928 года, в виду присоединения города Нахичеван-на-Дону в состав Ростова, центром района был перенесён в село Крым, а с сентября 1929 года и по сей день райцентром является село Чалтырь. В 1929 году в состав района был включён хутор Калинин. В 1933 году в состав района также включается Хапёрский сельский совет с хуторами Недвиговка, Хапры и Мокрый Чалтырь.

Великая Отечественная война вступила на Донскую землю 6 октября 1941 года. У Ростова-на-Дону нелегкая военная судьба. Ростов в планах фашистского командования был стратегической целью – как «ворота на Кавказ» – к нефти, пшенице, углю, руде. Четырежды донская столица становилась ареной ожесточённых боев, дважды город был оккупирован немецкими войсками. Ростов-на-Дону вошёл в число десяти наиболее пострадавших от войны городов СССР. Город был фактически полностью разрушен. Своим мужеством и героизмом советский народ внес неоценимый вклад в разгром врага. В этой победе участвовало много красноармейцев – армян, удостоенных самых высоких званий. Хотя они не были именно уроженцами города, но крепко связали свои судьбы с ним. Так, будучи командиром батареи, лейтенант С. Оганов геройски сражался в оборонительных боях под Ростовом-на-Дону осенью 1941 года. 17-18 ноября 1941 года отбил 3 контратаки танков и пехоты противника, уничтожив за 2 дня боёв 22 фашистских танка. Все воины батареи во главе с командиром погибли, но не пропустили врага. Отважные артиллеристы посмертно были награждены орденами и медалями, а С. Оганов удостоен звания Герой Советского Союза. 14 февраля 1943 года после победы под Сталинградом в ходе общего отступления вермахта на южном участке Восточного фронта, Ростов-на-Дону был окончательно освобождён от немецких войск.  Не забыты и те герои, которые вторично освободили Ростов на Дону 14 февраля 1943 года. После Сталинградской битвы гитлеровцы понимали, что им грозит еще одно окружение, возможно, более опасное и серьезное. Поэтому им необходимо было удержать Ростов – «ворота Кавказа» – во что бы то ни стало. В таком положении нашим войскам помочь могла только внезапность, быстрая реакция и слаженность действий. По этой причине лобовой удар не принес успеха нашим войскам, а сводный отряд 159-й отдельной стрелковой бригады, в который вошла рота лейтенанта Г. Мадояна, смог на рассвете 8 февраля стремительно преодолеть Дон по льду, подавить опорные пункты противника на правом берегу и продвинуться по улицам станицы Верхнегниловской в сторону железнодорожного вокзала к паровозоремонтному заводу им. Ленина. Немецкому командованию удалось отсечь отряд от его основных сил и взять в окружение. В течение шести дней (с 8 по 14 февраля) советские воины вели неравный бой с превосходящими во много раз силами противника, удерживая занятые позиции до подхода главных сил. Батальон отразил 43 атаки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Мадояну Гукасу Карапетовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Награжден орденом Александра Невского, «Знака Почёта», Медаль «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда».

Донские армяне говорят на уникальном самобытном языке, сильно отличающимся от литературного армянского. Также у них сохраняются самобытная культура и традиции, включающие в себя как архаичные традиции Древней Армении, так и культура и традиции народов Крымско-Донского региона, среди которых они живут уже более 1 тысячи лет.

Один комментарий к “История диаспор Дона: армянская община”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *