История диаспор Дона: еврейская община

Ростовская область характеризуется высокой степенью этнокультурного многообразия. Здесь в мире и в согласии проживают представители более сто пятидесяти народов и народностей, функционируют более сорока национально-культурных объединений. На донской земле никому не тесно.

Евреи — народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира, однако с 1948 года существует также еврейское государство Израиль. Численность евреев на 2012 год составила 13,86 млн человек, из них 43 % проживали в Израиле и 39 % — в США. Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия еврей и иудей тесно переплетены и в ряде языков неразличимы. В современном русском языке еврей — это национальность, а иудей — вероисповедание, религиозная принадлежность. Большинство евреев говорит на языках тех стран, в которых живёт. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке. В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых — идиш — входит в германскую группу языков.

История Ростовской еврейской общины ведет свое начало с конца XVIII века. По данным переписи населения России, в 1796 году в крепости Святого Димитрия Ростовского, ставшей центром образованного вокруг нее города Ростова-на-Дону, проживало семь евреев-мещан. В 1800 г. их уже было 10 душ, а в 1817 г. – 94 души. Еврейская община в Ростове-на-Дону начала формироваться за счет миграции евреев из Белоруссии, Литвы и Западной Украины. В 1830-е годы в Ростове появились еврейские кладбища. Молитвенный дом был официально зарегистрирован  в 1849 г. В 1855 году открылась первая синагога.

По законам Российской империи, еврейские общины обладали правом иметь один молитвенный дом (в том числе, одну молитвенную школу, хедер) на сто домов евреев и одну синагогу на 80 домов евреев. Особо в законе было отмечено, что расположены они должны быть на расстоянии не менее 107 м от ближайшего христианского храма и не менее 43 м от ближайшей питейной лавки.

В 1836 г. в Ростове проживало 73 еврейские семьи. Во второй половине 19 в. наблюдался интенсивный рост еврейской диаспоры. В конце 19 в. основная масса евреев, живших за счет своего труда, была занята в промышленности, ремесленном промысле, торговле и обслуживании.

С 1863 г. в городе действовало еврейское училище Талмуд-Тора при Главной хоральной синагоге, и позже при Солдатской синагоге, построенной в 1872-1891 гг. Главная хоральная синагога, взамен ранее снесенной обветшавшей, была построена благодаря стараниям раввина Фабиана Гнесина к лету 1868 г. на ул. Воронцовской (ныне Баумана). Сейчас там находится областной кожвендиспансер.

История создания здания Солдатской синагоги, открытой в 1872 г., берет свое начало еще с 1862 г., когда отставные солдаты-евреи образовали Солдатское еврейское молитвенное общество. Денежные средства на строительство синагоги предоставил богатый ростовский купец 1-й гильдии Иосиф Елицер. Осенью 1935 г. здание было национализировано и в нем разместили химфабрику. Но только через десять лет, в 1945 г. еврейская община вновь смогла вернуться в эту синагогу. И, наконец, в 1993 г. горисполком решил возвратить здание синагоги в собственность Ростовской еврейской религиозной общине. Сегодня это единственная действующая синагога города.

Ремесленное еврейское молитвенное общество возникло в Ростове-на-Дону в 1891 г. Сначала оно арендовало различные помещения для своего молитвенного дома, в 1894-1901 гг. — в принадлежавшем наследникам Я. К. Башмаковой одноэтажном здании по пер. Казанскому, № 24 (ныне Газетный пер., 28), на углу ул. Старопочтовой, № 121 (теперь ул. Станиславского, № 73). В 1894 году ростовский строительный подрядчик Абрам Моисеевич Геронимус приобрел имение на углу ул. Почтовой (ныне ул. Станиславского), 106, и пер. Казанского,22 (теперь пер. Газетный, 26), и построил в нем в 1901 году здание для молитвенного дома Ремесленного еврейского общества Ростова-на-Дону. Это было двухэтажное кирпичное неоштукатуренное здание с красивыми угловыми и промежуточными островерхими завершениями на крыше в готическом стиле. В 1905 году во время еврейских погромов оно сгорело, но было отремонтировано. Сегодня это здание не сохранилось.

Еврейская община Ростова всегда с большим вниманием относилась к проблемам образования. К 1914 г. в Ростове-на-Дону работали училища «Талмуд-Тора» при Главной и Солдатской синагогах, женское училище и вечерние женские курсы при Главной синагоге (с программой прогимназии), частное женское училище Е.А. Житомирской, 8 мужских и женских училищ 3-го разряда, 3 двустепенных частных одноклассных мужских и женских училищ и 8 хедеров. В последней четверти 19 века Духовное правление Главной хоральной синагоги выстроило в принадлежащей еврейской общине усадьбе здание по ул. Канкринской (теперь Ульяновская), 57, трехэтажный кирпичный неоштукатуренный дом. Кроме духовного правления, в нем располагались еврейское училище, библиотека-читальня, бесплатная столовая и другие учреждения. В 1924 году здание – как и все культовые и религиозные сооружения — было национализировано и пере­дано отделу народного образования Донской области. Вначале здесь были приемник и столовая-ночлежка для беспризорных, затем средняя школа. До 2005 года здесь располагались областное базовое медицинское училище и областная специализированная спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва. 1 сентября 2005 года в историческом здании еврейского училища отпраздновала новоселье общеобразовательная школа (гимназия) «Ор Авнер» — «Свет знаний». Постановлением Администрации Ростовской области здание было передано ей в безвозмездное пользование.

В 1880 году на перекрестке улиц Никольской (ныне Социалистической) и Богатяновского спуска был заложен фундамент еврейской больницы, названной Александровской в честь 25-летия правления Александра II. Через 1 год и 4 месяца строительство больницы было закончено на средства, выделенные купцом 1 гильдии Яковом Самойловичем Гурвичем и еврейской общиной. Строительство осуществил известный строительный подрядчик Моисей Леонтьевич Геронимус. К концу 1894 г. была закончена пристройка к основному корпусу больницы павильона богадельни и молитвенного дома (ныне разрушены) на средства наследников ростовского купца 1 гильдии Иосифа Марковича Елицера. Больница эта работает и сегодня.

В 1915 г. в Ростов была эвакуирована семья 5-го Любавичского Ребе Шолом Дов Бера Шнеерсона (1869-1920 гг.). В 1918 г. семья поселилась по адресу Братский пер. д. 44 (ныне – «Дом Ребе»). Прах 5-го Любавичского Ребе захоронен в юго-восточном углу нового еврейского кладбища Ростова (на его могиле сооружен мемориал – Могила Ребе). Поэтому Ростов-на-Дону стал священным городом для религиозных евреев всего мира.

На рубеже 19-20 веков еврейская община испытывала значительные трудности во взаимоотношениях как с властью, так и с местным населением. В 1880-х гг. многие евреи в городе были сторонниками Ховевей Цион, в 1890-х гг. — сионизма. В 1905 г. состоялся еще один еврейский погром. При присоединении Ростова к Области Войска Донского на проживание евреев были наложены ограничения. 10 мая 1883 г. перед коронацией Александра III в Ростове произошел первый еврейский погром.

Февральская революция коренным образом изменила права евреев в бывшей Российской империи, юридически уравняв их с другими гражданами. Однако возможности реализации экономических прав евреев Донской области и после революции оказались невелики. В 1920 г. после захвата Ростова Первой Конной армией происходили грабежи, которые переросли в еврейские погромы (погибло несколько десятков евреев). Тогда же вышел Указ о запрещении преподавания иврита, а затем и идиша.

С 1920 г. Ростов был центром активной деятельности хасидов во главе с 6-м Любавичском Ребе Менахемом Менделем Шнеерсоном. Вместе с хасидами он занимался возрождением еврейского традиционного образа жизни. Значение этой деятельности выходило далеко за пределы города. Поэтому ОГПУ вынудило Менахема Мендела Шнеерсона в 1924 г. уехать в Ленинград. В это же время преследовали раввинов, меламедов, шойхетов, сионистов и бундовцев; закрывали синагоги и молитвенные дома. С 1930 г. в городе была прекращена вся еврейская культурно-просветительская деятельность, производились аресты и ссылки активистов. К 1939 г. действующим остался лишь Ремесленный молитвенный дом, ставший ростовской синагогой (уничтожен в 1942 г.).

В 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, в Ростове поселилось много евреев бежавших из западных областей СССР. Еврейское население города составляло около 50 тыс. человек. В 1942- 1943 гг. были уничтожены практически все евреи Ростова. В Змиевской балке 11-12 августа 1942 г. было расстреляно более 27 тыс. человек, преимущественно евреев. 9 мая 1975 г. на месте самого массового уничтожения был открыт мемориальный комплекс «Змиевская балка».

В 1944 г. в Ростове была зарегистрирована еврейская религиозная община, но лишь в 1945 г. было получено официальное разрешение на использования здание бывшей Солдатской синагоги, в котором с 1935 г. размещались различные производства. Те, кто оказывал содействие в ремонте и деятельности синагоги преследовались властями (аресты, высылки из города, увольнения). С 1944 по 1960 гг. раввином был Ш — М. Аронович. После его смерти в течение 30 лет в синагоге не было раввина.

За два века своего существования еврейская община дала городу и нашей стране десятки выдающихся личностей, ученых с мировым именем, талантливых музыкантов, блестящих юристов, преуспевающих финансистов и высокопрофессиональных врачей.

В Ростове-на-Дону прошли детство и юность Веры Хацман. В 1900-м году, будучи студенткой медицинского факультета Женевского университета, она познакомилась с Хаимом Вейцманом, а в 1904 г. Вера Хацман стала женой будущего первого президента Израиля.

В Ростове-на-Дону началась и закончилась жизнь пионера психоанализа Сабины Шпильрейн, ученицы Юнга и Фрейда, остававшейся долгое время незаслуженно забытой. Отказавшись от эвакуации, Сабина Шпильрейн и обе ее дочери вместе с тысячами ростовских евреев были расстреляны в карьерах Змиевской балки. А сейчас о ее жизни и работах в области экспериментальной психологии опубликованы десятки книг.

Немало лет творческой жизни провела в Ростове-на-Дону гениальная актриса Фаина Раневская. «Это была актриса с большим дарованием, которая вызывала восхищение товарищей и зрителей, несмотря на свою длинную нескладную фигуру», — так писали о ней в двадцатые годы. Особый колорит Раневской украсил десятки фильмов. В 1961 году ей было присвоено звание Народной артистки СССР.

Возрождение еврейской общины началось в 1990-е годы. Тогда открылась воскресная школа, затем общеобразовательная школа «Ор менахем» и миква. Ежедневно на молитву собираться миньян. Община начала проводить встречи Шаббата и отмечать еврейские праздники.  Начала издаваться газета «Шма», стартовали различные образовательные и благотворительные программы, лекции по традиции и праздникам. В это же время при Ростовской Синагоге начала действовать служба милосердия, которая занималась распределением гуманитарной помощи.

Ростовская еврейская религиозная община сегодня является центром духовной жизни евреев «южной столицы» России. Община объединяет евреев Ростова-на-Дону и предлагает каждому участнику общинных программ прекрасные возможности для духовного роста и совершенствования своих знаний по еврейской традиции и истории, создает условия для интересного общения и досуга, организует праздники для детей и взрослых, а также выездные семинары, шабатоны, лектории, работу клубов и творческих коллективов.

Программы общины удовлетворяют духовные запросы каждого еврея, независимо от его возраста, образовательного уровня, принадлежности к той или иной социальной группе, спектра интересов. Особенное внимание уделяется программам, обеспечивающим стабильное и динамичное развитие общины в будущем – это молодежные программы и программы для детей и молодых еврейских семей.

Один комментарий к “История диаспор Дона: еврейская община”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *